См., например: [Lane, 1962].
«Немецкая идеология» содержит как минимум два разных понимания идеологии: одно – эпистемологически-философское (идеология как «ложное сознание», своеобразная camera obscura, «преломляющая» реальный мир под определенным ценностным углом зрения), и другое – непосредственно политическое (идеология как комплекс идей и мировоззренческих принципов правящего класса).
Достаточно вспомнить, например, Берлинский кинофестиваль, организаторы которого никогда не скрывали политической подоплеки формирования конкурсной программы.
В реальности или только в собственном воображении – в данном случае не принципиально.
Вспомним критику Просвещения Э. Берком, который говорил, что «ясная идея, чаще всего, является бедной идеей» [Берк, 1979, с. 63].
О междисциплинарном исследовании идеологий см.: [Dijk, 1998].
См. об этом: [Converse, 1964].
См., например: [Billig, 1982; Eagleton, 1991; Larrain, 1979; Thompson, 1984; Freeden, 1996].
См., например: [Political Cognition, 1986; Feldman, 1988, p. 416–440].
См. об этом: [Vallacher, Wegner, 1989, p. 660–671].
Об «экспертах» и «дилетантах» в сфере политических убеждений см., например: [Fiske, Kinder, 1981].
См. об этом: [Dijk, Kintsch, 1983; The Construction of Mental Representations During Reading, 1999].
О контекстуальных моделях дискурса см.: [Dijk, 1999, p. 123–148].
Подробнее о ментальных моделях см.: [Johnson-Laird, 1983].
О коллективных верованиях и предубеждениях см.: [Dijk, 1984; 1987; 1993].
О критическом дискурсивном анализе см., например: [Texts and Practices, 1996; Fairclough, 1995; Fowler, 1991; Kress, Hodge, 1979; Dijk, 1995, p. 243–289; 1998a; 1998b; 2001, p. 1–40; 2004, p. 5–38; Wodak, 1989; Methods of Critical Discourse Analysis, 2001].
О разделении идеологий и утопий см.: [Манхейм, 1994b, с. 7–260].
См. об этом: [Луман, 2001].
Подробнее об этом см.: [Edwards, Potter, 1992].
О свободе «голоса» см.: [Hirschman, 1970].
О связи рациональности и ценностного выбора см.: [Raz, 1986, р. 398].
Подробнее см.: [Larmore, 1996].
См. об этом: [Strauss, 1953].
См., например: [Weaver, 1948].
См., например: [Kristol, 1983].
Знаковым событием стало обращение к творчеству Лео Штрауса идеологически неангажированного Ричарда Рорти. См. об этом: [Mansfield, 1988, р. 34].
Для американских охранителей подобная идея преемственности была крайне «некомфортна», так как Соединенные Штаты Америки были самым концентрированным воплощением Модерна.
См., например: [Murray, Herrnstein, 1994].
См. об этом: [Devigne, 1994, р. 190–193].
См. об этом: [Mêszàros, 1989, р. 42–43].
См., например: [Kristol, 1995, p. 9–22].
См. об этом: [Мусихин, 2002; 2006].
См., например: [Stanlis, 1958].
См. об этом: [Himmelfarb, 1996].
Принцип катехона состоит в том, что библейская эсхатология не стремится ни к совершенствованию церкви, ни к искоренению зла, чтобы не воспрепятствовать пришествию Христа.
См.: [Шмитт, 2008, с. 581].
См. об этом: [Jameson, 2002].
Подробнее о популизме как фрагментарной идеологии см.: [Mudde, 2004, р. 542–563].
См. об этом: [Laclau, 2005а, р. 117].
Подробнее об этом см.: [Goodwyn, 1973, p. xvi; Panizza, 2005, p. 16].
См. об этом: [Westlind, 1996, р. 31–32].
См., например: [Arditi, 2004, р. 139–40; Stavrakakis, 2004, р. 263].
См. об этом: [Canovan, 2005, р. 128].
Как утверждает Райкер, «то, что хочет народ, не может быть социальной политикой просто потому, что мы не знаем и не сможем узнать, чего народ хочет» [Riker, 1982, р. 238].
О понимании политического К. Шмиттом см.: [Шмитт, 1992, с. 35–67].
См. об этом: [Шмитт, 2006, с. 171–172].
О популизме см. подробнее: [Мусихин, 2009, с. 40–53].
Тема мультикультурализма не может быть подробно рассмотрена в формате данного раздела, о мультикультурализ-ме см. подробнее: [Мусихин, 2007, с. 42–60].
См. об этом: [Nelson, 2000, р. 1216–1228; Europa 1500, 1987; Stande und Gesellschaft, 1989].
О становлении понятия государства см.: [Gesellschaft. Staat. Nation, 1998].
Самой яркой рефлексией такого механизма стала классическая работа К. Шмитта «Римский католицизм и политическая форма» (см.: [Шмитт, 2000]).
См. об этом: [Brunner, 1956].
См., например: [Laitin, Sole, Kalyvas, 1994, p. 5–29].
Шмитт К. Духовно-историческое состояние современного парламентаризма; см.: [Шмитт, 2000].
См. об этом подробнее: [Dijk, 1984].
См. об этом: [Мусихин, 2007, с. 42–60].
Можно предположить, что нечто подобное произошло с российскими коммунистами, которые из носителей социализма как универсальной идеологии превратились в приверженцев популизма как идеологии фрагментарной. О популизме как идеологии см.: [Мусихин, 2009, с. 40–53].
О бессмысленности либеральной демократии см.: [Habermas, 1975].
Справедливости ради следует отметить, что на сегодняшний день система образования теряет свое значение, поскольку вследствие обязательности и общедоступности образование как таковое потеряло привлекательность как показатель социального успеха (обучение в школе уже не является показателем более высокого общественного положения).
Об особенностях телевизионного восприятия политики см.: [Turner, 2007, р. 441–464; Baum, Groeling, 2008, p. 345–365; Saito, 2008, p. 101–113; Carpentier, 2009, p. 300–316].
См. об этом подробнее: [Clemens, 1989; Geschichte der christlich-demokratischen, 1986, S. 199–218; Kramer, 1988].
См. об этом: [Nicholls, 1997, р. 186–220; Hildebrand, 1984; Schmoeckl, Kaiser, 1991].
См. об этом: [Pimlott, 1992; Morgan, 1998, p. 132–162].
О текучести смыслов «вечных идей» см. подробнее: [Skinner, 2002; Koselleck, 1979].
См. об этом: [Мейнеке, 2004; Lenk, 1956, S. 143–150].
См. об этом: [Stone, 1981, р. 86–87].
См. об этом: [Мусихин, 2008b].
Об этом см. подробнее: [Wittrock, 2004; The Rise of the Social Sciences, 1998; The Enlightenment and Modernity, 2000].
См., например: [Февр, 1991].
См. об этом: [Jones, 1983; Schuttler, 1989].
См. об этом: [Hippler, 2000].
См. подробнее: [Вико, 2007; Ницше, 2010; Szakolszai, 1998].
См. об этом: [Koselleck, 1979].
Формат данной книги не позволяет углубляться в проблематику социологии пространства, см. об этом: [Филиппов, 2008].
См. об этом: [Toulmin, 1990].
О трансформации смысла понятия «революция» см.: [Gumbrecht, 1978; Мусихин, 2008с].
Наиболее полно об этом см.: [Geschichtliche Gruend-begriffe, 1972–1993].
См.: [Skinner, 1978; 1998; Pocock, 2003; 1987].
См. подробнее: [Skinner, 1998].
Подробнее об этом см.: [Freeden, 1978; 1986; 1996].
См. об этом: [Koselleck, 1954; 2002].
См. подробнее: [Barker, 2000, р. 5; Hamilton, 1987, р. 38].
См. об этом применительно к идеологиям: [Мусихин, 2008а].
О морфологическом анализе идеологий см.: [Freeden, 1998].
О различии современных и досовременных культур см.: [Brantlinger, 2002, р. 1509].
См. об этом: [Mumford, 1956].
См. об этом: [Derrida, 1998].
См.: [Campbell, 2001, р. 249–282; Coates, 2000].
Подробнее об этом см.: [Boyer, 2004а, р. 1–32; 2004b].
См. об этом: [Soskice, 1990, р. 36–61; Calmfors, 1988, р. 13–61].
Одна из лучших подобных работ: [Schmidt, 2002].
См.: [Castles, 1991; Daly, 2002, p. 467–510; Ebbinghaus, 2001, p. 76–101].
См., например: [Watkins, 1991; Rodriguez-Pose, 1998].