Врата смерти. Том 2 (примечания)

Шрифт
Интервал

стр.

1

«Драконье Крыло», том 1 цикла «Врата Смерти»

2

«Эльфийская звезда», том 2 цикла «Врата Смерти»

3

"Огненное море», том 3 цикла «Врата Смерти». 14

4

«Змеиный Маг», том 4 цикла «Врата Смерти»

5

Эта запись сделана на языке людей на обратной стороне тетради, оставленной патрину Грюндли, девушкой из народа гномов. Для патринов характерно употребление меншских языков при записи событий и мыслей, поскольку свои собственные магические руны они считают чересчур мощными для того, чтобы употреблять их без разбора

6

Ссылка на свойство морской воды Челестры уничтожать магическую силу как сартанов, так и патринов. (Смотри «Змеиный Маг», том 4 цикла «Врата Смерти».)

7

3меи-драконы – меншское понятие, придуманное Грюндли. Сартаны называют этих тварей змеями. В этом томе Эпло в отличие от его предыдущих работ пользуется сартанским словом. Причина очевидна – он не желает путать этих лжедраконов с истинными драконами Четырех Миров. Эпло использует сартанское слово, поскольку патрины, никогда не сталкивавшиеся ранее с этим злом, не имеют слова для его обозначения

8

Змей, конечно же, обманывает Ксара. Поскольку зло не имеет определенной телесной формы, оно облачается в любую, подходящую к случаю

9

Змей снова излагает свою версию событий, заметно отличающуюся от рассказанной сартанами в «Змеином Маге», том 4 цикла «Врата Смерти»

10

«Огненное море», том 3 цикла «Врата Смерти»

11

Несомненно, речь идет об эльфийском «калидоскопе». Это деревянная полая трубочка, на конце которой имеется стеклянный шарик с осколками разноцветного стекла. Когда шарик вращается, кусочки стекла складываются в различные картинки, которые можно увидеть сквозь трубочку

12

Вопрос касается количества Врат Лабиринта, которые прошел этот патрин. Количество Врат является точным указанием того, какую жизнь вел этот человек. Оседлые, к примеру, могут пройти только немного Врат, по сравнению с Бегущими. Владыка Нексуса стандартизировал этот классификационный процесс в возрастной шкале, используя руны, вытатуированные на теле в комбинации с циклами, установленными в Лабиринте, для.вычисления истинного возраста патрина. Вопрос, заданный Эпло, аналогичен вопросу о роде занятий человека

13

"Драконье Крыло», том 1 цикла «Врата Смерти». Эпло летал на таком корабле на Арианус. Недооценив магическую силу Врат Смерти, он не подготовил корабль надлежащим образом и в результате разбил его при посадке. Гег по имени Лимбек обнаружил упавший корабль и спас Эпло и собаку

14

Эпло «Арианус, Мир Воздуха», том 1 цикла «Врата Смерти"

15

Титул правителя гегов Древлина Нижнего Царства Ариануса

16

Здесь и в последующих записях Эпло использует название «гномы» как противоположное названию «геги», которое он использовал в отчете о первом посещении Ариануса. Эпло не объясняет смысл этой замены, но, вероятно, он был согласен с Лимбеком в том, что «геги» – это унизительное прозвище. В эту рукопись Эпло включил замечание о том, что слово «гег» есть сокращение от эльфийского «гега-рега», жаргонного словечка, обозначающего насекомое

17

Из-за жестокой нехватки воды в Срединном Царстве она является чрезвычайно дорогим товаром. Денежная система как людей, так и эльфов основана на воде. В землях людей 1 барль эквивалентен 1 баррелю воды (примерно 140 – 224 литра), и его можно обменять на соответствующее количество воды в королевском хранилище или в любом из водохранилищ, разбросанных по Волкаранским и Улиндским островам

18

Магическая песнь, которую поют восставшие эльфы, заставляет остальных эльфов, услышав ее, вспомнить о давно позабытых ценностях, которые некогда высоко почитались всеми ими. Те, кто слышит эту песнь, внезапно осознают развращенность империи Трибус и, отрекаясь от верности ей, присоединяются к повстанцам. Потому мятежным эльфам, взятым живьем, вырезают языки, таким образом принуждая их к молчанию

19

Проходя сквозь Врата Смерти во время странствия на Абаррах, Альфред и Эпло обменялись сознаниями и пережили наиболее яркие и болезненные воспоминания друг друга. («Огненное море», том 3 цикла «Врата Смерти».)

20

Несомненно, здесь ссылка на прежние его приключения, когда Лимбека заставили пройти по «ступеням Нижних Копей» – подвергли своебразному наказанию. К рукам приговоренного привязывают крылья из перьев и сталкивают его с летающего острова Древлин в Мальстрим. («Драконье Крыло», том 1 цикла «Врата Смерти».)

21

Лимбек обнаружил, что око на самом деле является волшебным фонарем. Бэйн, рассматривая движущиеся картинки, понял, для чего предназначена Кикси-винси, – для того, чтобы выстроит;Летающие континенты Верхнего и Срединного Царств в одну линиюетснабдить их водой. («Драконье Крыло», том 1 цикла «Врата Смерти».)

22

Несомненно, такое Эпло видел на воротах сартанского города на Приане, который он описывает в своем дневнике «Приан, Мир Огня».

23

Эпло должен был и это знать по Приану. Гном Другар носил на шее амулет с такой же руной. Обычные сартанские запирающие и открывающие руны скорее орнаментальны, чем функциональны, поскольку, как это показал Бэйн, даже менш может научиться пользоваться магией стихий. Места, которые сартаны желали защитить по-настоящему и не дать туда никому проникнуть, окружались охранными рунами

24

"Дракc» по-эльфийски означает «дракон», «санг» – змея

25

Лимбек научился говорить по-эльфийски у капитана Ботар-эля

26

Элитное воинское подразделение, созданное императором якобы для того, чтобы разыскивать и уничтожать мятежных эльфов. Незримые назывались так из-за их непостижимой способности становиться почти невидимыми. В их руках сосредоточилась невероятная власть еще до того, как в их ряды внедрились змеи

27

Один из семи первоначальных кланов эльфов, поселенных сар-танами на Арианусе после Разрушения. Во всех эльфийских кланах были свои чародеи, но Кенкари были самыми могуществеными в магии. Благодаря строгой брачной политике – браки только внутри рода – в течение поколений им удалось усилить свои магические способности. Вследствие этого Кенкари стали очень нужны и остальным эльфийским кланам. Хотя у них и не было собственных земель, – они были весьма чтимы среди эльфов и жили на положении «гостей» в различных королевских семьях. Но тем не менее основной их обязанностью было Блюсти Души

28

Старинное слово, происходящее из языка Древней Земли. Изначально «альбедо» означало ту долю падающего на поверхность планеты солнечного света, что отражается от нее. Эльфы придали этому слову возвышенный, романтический смысл – свет эльфийских душ озаряет их народ

29

Эльфийский чародей, чья задача уловлять души умирающих членов королевского рода и доставлять их в Храм Альбедо. Вишам назначается ребенку королевской крови еще при рождении и следует за ним всю его жизнь, ожидая его смерти и освобождения души, которую он заточает в магической шкатулке

30

Гейр в просторечье означает «стервятник"

31

Вишамами могли стать эльфы и других кланов, хотя к служению в храме допускались только Кенкари. Вишам, который должен быть искушенным в магии, обучается вместе с Кенкари всю свою юность, покуда не станет взрослым (по человеческому счету это примерно соответствует двадцатилетнему возрасту). После этого гейр приступает к своему служению, обычно при членах своих собственных кланов

32

Ссылка на эльфов-повстанцев, которые постоянно пытались ниспровергнуть империю Трибус

33

Первые слова, которые усваивает эльфийский ребенок королевской крови, – это слова, которые высвобождают душу из тела после смерти. Он повторяет их в момент смерти, и гейр ловит душу и передает ее в храм – Если эльф умирает прежде, чем успевает произнести эти слова, гейр освобождает душу, отворяя вену на левой руке и выпуская кровь из сердца. Это необходимо сделать не позднее нескольких мгновений после смерти

34

Историю Верхних Королевств смотри в «Драконьем Крыле», том 1 цикла «Врата Смерти"

35

Любой эльфийский драккор, даже тот, что перевозит политических заключенных, может потребоваться для перевозки воды в Срединное Царство. Эльфы накопили воду на Древлине еще до остановки Кикси-винси. Они также разработали различные средства для сбора дождевой воды во время почти постоянно бушующих над Древлином бурь. Тем не менее этого было явно недостаточно для удовлетворения потребностей Срединного Царства

36

Коралит – чрезвычайно пористый материал. Вода проходит сквозь него, как сквозь сито. Вес расы пытались изобрести различные способы сбора и хранения воды путем герметизации коралита, но, поскольку коралит в первую очередь живое сообщество организмов и постоянно претерпевает изменения, эти попытки имели лишь частичный успех. Подробное описание коралита и строения летающих континентов Срединного Царства можно найти в «Драконьем Крыле», том 1 цикла «Врата Смерти».

37

Битва, состоявшаяся тогда, когда Паксары пытались поселиться в месте, позднее названном Драконьей Долиной. Именно тогда Крен-ка-Анрис узнала, как уловлять души и с помощью их усиливать свои магические способности. Паксары объединились с Кенкари, чтобы уничтожить драконов. Оставшиеся в живых драконы бежали в земли людей, где нашли радушный прием. Людская магия связана со всем живым и с естественными свойствами окружающего мира и способна зачаровывать драконов. Эльфийская, которая связана с механизмами, этого делать не может

38

Редкая порода птиц, которые, по поверью, вьют свои гнезда на ломких веточках харгастового дерева. Проверить это невозможно, поскольку никто никогда не находил гнезд этой птицы. Этих птиц очень трудно поймать, и потому они очень дороги. У них очень нежный голос

39

Существует семь эльфийских кланов: Паксар, Квинтар, Третар, Саваг, Мелиста, Трибус и Кснкари. Император и его сын, мятежный принц Ришан, являются членами клана Трибус. Из-за межклановых браков кровь многих родов из разных кланов смешалась, кроме Кенкари, которым запрещено вступать в брак с представителями других кланов и иметь детей вне клана. Не было случаев, чтобы этот запрет нарушался

40

Относительная система направлений, детально описанная в «Драконьем Крыле», том 1 цикла «Врата Смерти». Для общих целей кира-курс соответствует западу, кана-курс – востоку, курс вперед – северу, курс назад – югу. В данном случае имеется в виду, что драконы, летящие с Улиндии, волнуют Стефана больше, чем драккоры, прилетающие из эльфийских королевств

41

Найдено в библиотеке замка Волкаран. Альфред записал эту историю на человеческом языке, несомненно, с целью раскрыть людям глаза на их собственное безумие. Верный своей нерешительной натуре, сартан так и не показал эту книгу королю, а вместо этого оставил ее в библиотеке, вероятно, в слабой надежде на то, что Стефан или Анна случайно наткнутся на нее

42

Король Стефан, потерпевший поражение в этой битве, был вынужден сдаться принцу Риш-ану. Эльфы повели пленных в рабство, но тут женщина-менестрель по имени Черный Жаворонок в знак вызова начала петь. Песня эта оказала на эльфов мощное, почти колдовское влияние. Все эльфы, которые услышали ее, вернулись мысленно в те времена, когда они жили в мире, славе и красоте. Эльфы побросали оружие, многие начали рыдать, оплакивая утраченное. Король со своей армией отступил в ближайший замок. Эльфы покинули поле битвы и вернулись на свои корабли. Так начался эльфийский мятеж. («Драконье Крыло», том 1 цикла «Врата Смерти».)

43

Полная история жизни Бэйна изложена в «Драконьем Крыле», том 1 цикла «Врата Смерти"

44

Сартаны создали вокруг Верхних Королевств магическую оболочку, чтобы сделать разреженную атмосферу пригодной для мен-шей. Эта оболочка начала разрушаться, и ныне никто не знает, как ее восстановить

45

О драконах. Создания, постоянно живущие на Арианусе, являются истинными драконами, высокоразвитым видом рептилий, в различной степени обладающих магической силой. Это зависит от разумности каждого отдельного дракона, а также от ряда различных факторов. Драконов Ариануса не следует путать с теми тварями, что временами появляются под личиной драконов, – такими, как змельф Санг-дракс или драконы Челестры

46

Говорили, что эльфы Кенкари сознавали свое родство с Кир-скими монахами, чья религия почитания смерти явилась результатом неудачных попыток соперничества с Кенкари в уловлении душ. Многие верили, что это Кенкари простерли свою охраняющую длань над человеческими монахами, запрещая эльфийским солдатам преследовать религию Кира

47

Те, кто не может позволить себе роскоши мыться водой, используют для очищения тела и любой другой поверхности гриз. Это пемзообразное вещество, сделанное на основе коралита. Гриз часто смешивается с головным корнем – растением с сильным, но неотталкивающим запахом, которое употребляется для истребления вшей, блох, клешей и прочих паразитов

48

Карманники

49

По поверью, излечивают импотенцию

50

Раз во время бури обломившаяся ветвь харгастового дерева упала вниз и чуть не убила Бэйна. (Смотри «Драконье Крыло», том 1 цикла «Врата Смерти».)

51

Хотя Кирские монахи и почитали смерть, считая ее окончательной победой над жизнью, им пришлось признать, что если они не будут тщательно соблюдать предосторожности, то вскоре смерть почитать будет некому

52

Чанг – не настоящее имя. По-эльфийски слово «чанг» означает «безжалостный» или «беспощадный». Она – одна из величайших загадок Ариануса. Никто не ведает ее прошлого. Самый старый из живущих ныне эльфов – юнец по сравнению с Чанг

53

Смотри Приложение 1, «Братство Руки».

54

Смотри Приложение 1, «Братство Руки"

55

Смотри Приложение 1, «Братство Руки"

56

Чудовище, посланное Кренкой-Анрис для того, чтобы испытать отвагу и умение мифической эльфийской воительницы Мнарашай. В каждом оке дракона Мнарашай узрела семь смертей. Ей пришлось преодолеть страх перед каждой из этих смертей, прежде чем она сумела убить дракона

57

Королевство Паксария на континенте Аристагон является территорией эльфов клана Паксар. Самый большой город Паксарии – Паксайя. Это портовый город. Хотя Паксар объединен ныне с эльфами клана Трибус, Паксарам позволено якобы управлять их собственным королевством. Титул короля Паксара всего лишь номинальный, однако король женат на одной из многочисленных дочерей императора Агах-рана

58

Буквально: за нами следят Незримые

59

Магия Эпло не могла сделать его невидимым, но она могла воздействовать на вероятность того, что люди, не разыскивающие его, его не заметят

60

"Драконье Крыло», том 1 цикла «Врата Смерти». Бэйн как ясновидец обладал свойством видеть образы чего-нибудь или кого-нибудь, в данный момент оказывающих сильное влияние на какого-нибудь человека. В целом возникающие образы большинства людей символичны, и Бэйн-предпочитал считать их бесспорными или использовать их для того, чтобы усилить свое влияние на других людей и не замечать этих образов. Этот скорее всего испугал его и заставил мальчика говорить

61

Игра, распространенная на Абаррахе, напоминающая древнюю игру, известную на Земле под названием ма-джонг. На игральные кости наносятся знаки, используемые как патринами, так и сартанами в их магических заклинаниях. (“Огненное море”, т. 3 цикла “Врата Смерти”.)

62

Сартаны, населяющие Абаррах, научились пользоваться запретным искусством некромантии, и стали возвращать к ужасному подобию жизни тела своих умерших. Таким образом, умершие становились рабами живых. Если умерших возвращают к жизни слишком скоро после смерти, душа не успевает покинуть тело и остается привязанной к нему. Такие сартаны становятся лазарами, жуткими существами, одновременно и живыми, и мертвыми. Лазар не знает ни мира, ни покоя. Его “жизнь” – нескончаемые муки. (“Огненное море”, т. 3 цикла “Врата Смерти”.)

63

Мейрит не является его дочерью в буквальном смысле слова. Ксар считает всех патринов своими детьми, так как именно он вывел их всех из тьмы Лабиринта. Неизвестно, были ли у Ксара собственные дети. Если да, то самый младший из них был бы, по понятиям патринов, уже за своими Семидесятыми Вратами. Поскольку немногие из патринов, заточенных в Лабиринте, проживали и половину этого срока, следует предположить, что, если Ксар и имел своих детей, они все равно уже давно умерли

64

Патрины, живущие в Лабиринте, делятся на две группы: Бегущие и Оседлые. Бегущие живут и передвигаются в одиночку. Их единственная цель – выбраться из Лабиринта. Оседлые живут большими группами. Они тоже стремятся вырваться, но при этом придают большее значение выживанию своей расы и продолжению рода

65

Это может показаться бессердечным, но у “беглецов” было обычной практикой отдавать своих детей племенам более оседлых сквоттеров, с которыми у ребенка было больше шансов выжить

66

Эпло описывает эту церемонию в книге “Крыло Дракона”, т. 1 цикла “Врата Смерти”

67

Обычно старший изображает свою руну на коже младшего, или же тот, кто впервые объединяет руны, изображает свой знак на другом Если оба до этого уже объединяли свои руны, они наносят свои знаки на кожу друг друга. После того, как объединение рун произошло, патринам запрещается совершать этот обряд с кем-то еще до тех пор, пока тот, с кем это производилось, жив

68

Выражение, которое употреблялось в Братстве по отношению к его члену, приговоренному к смерти. См Приложение “Братство” в книге “Рука Хаоса”, т 5 цикла “Врата Смерти”

69

Это говорит о богатстве Братства. Нигде больше в Средних областях нельзя было встретить бочку с водой, поставленную под открытым небом, без охраны, так, чтобы ее драгоценное содержимое было бы доступно каждому

70

Исходя из этого, мы полагаем, что автор был членом эльфийского клана Трибус, сражавшегося против своих родственников Паксаров. Эта война получила название “Братоубийство”. Подробнее см. “Рука Хаоса”, т. 5 цикла “Врата Смерти”. Дополнение: эта рукопись сейчас находится в коллекции Эпло

71

Мейрит этого не знает, но ее корабль приземлился недалеко от места, где Хаг Рука и Альфред с Бейном посадили “Драконье крыло”. Часть машины, которую она видит, находится в городе под названием Хе

72

“Рука хаоса”, т. 5 цикла “Врата Смерти”

73

Женщины в Лабиринте, особенно Бегущие, носят так же, как и мужчины, кожаные брюки и жилеты, сплошь покрытые рунами. Женщины Оседлых, занимающиеся сбором съедобных растений, иногда надевают юбки, помогающие им в их работе. Такие юбки надевают поверх брюк, их можно легко снять, если женщине нужно спасаться бегством или сражаться с нападающим противником

74

Глава племени Оседлых, отличающийся своей мудростью

75

Патрин, знакомый с другим патрином, может воздействовать на вероятность своего появления вблизи него, и магия соединит их. Но так же, как патринам нужно суметь представить себе место, куда он хочет попасть, так и сейчас Мейрит должна суметь представить себе Эпло, прежде чем она сможет воспользоваться магией, чтобы перенестись к нему

76

“Из коралита торчали девять огромных рук, сделанных из меди и стали. Некоторые из них вздымались в высоту на несколько менка. Каждая рука венчалась огромной ладонью, с пальцами, изваянными из золота, с медными шарнирами на суставах. Руки… были достаточно велики, чтобы сжать в горсти огромный водяной корабль…” Так Эпло описывает майновиры в книге “Крыло Дракона”, т. 1 цикла “Врата Смерти”

77

Из этого текста следует, что корабль сел на землю. Те, кто читал в первом отчете Эпло о прибытии эльфийского корабля к пускохватам, конечно, помнят, что корабль-дракон оставался в воздухе. Эти древние водяные корабли обычно отправлялись обратно до того, как разразится следующая буря, и, хотя Эпло не объяснил разницы, логично было бы предположить, что эльфийские корабли, намеревавшиеся остаться на длительный срок, были вынуждены садиться на землю, чтобы переждать бурю на суше

78

“Крыло дракона”, т. 1 цикла “Врата Смерти”

79

Сартанские руны, расположенные так, чтобы указывать путь вниз по лестнице

80

По иронии судьбы, то, что увидел Лимбек, было сборищем злых змеедраконов, принявших облик меншей, чтобы внедриться в их мир. Эпло знал правду, но, видя, насколько Лимбека захватила идея того, что все три расы могут вместе мирно жить и трудиться, Эпло так и не сказал гному, что это было на самом деле

81

См. Приложение 1 “Проклятый клинок”

82

Волшебник Зифнеб обманом заставил Эпло привезти брата и сестру из человеческой расы Роланда и Регу Редлиф, а также Пайтана и Алеату Квиндиниар – брата и сестру из эльфов, и гнома Другара в сартанскую цитадель на Приане. Их приключения описаны в книге “Эльфийская звезда”, т. 2 цикла “Врата Смерти”

83

Дракон Зифнеба, см. “Эльфийская звезда”, т. 2 цикла “Врата Смерти”

84

Согласно сделанному Эпло во время его первого путешествия описанию цитадели на Приане, торговая площадь располагается перед выходом из городских ворот

85

Титаны уничтожили всех соплеменников Другара. Обвиняя людей и эльфов в том, что они бросили гномов в беде, Другар поклялся отомстить Роланду, Реге и Пайтану. “Эльфийская звезда”, том 2 цикла “Врата Смерти”

86

Эпло в своем описании называет это место святилищем

87

Часть объяснений и сопутствующая схема даются в Приложении II

88

Люди тоже пользуются магией, но их магия основана на управлении природными силами, в отличие от эльфов, которые работают с механической магией. Поэтому эльфы склонны недооценивать магию людей, считая ее грубой и примитивной. Этим объясняется высокомерное отношение Пайтана. К несчастью, большинство людей на Приане, научившись пользоваться эльфийской техникой, стали оценивать свою собственную магию так же, как и эльфы. Человеческие маги не пользуются особым уважением

89

Вследствие генетических различий эльфы, люди и гномы не могут иметь потомства от смешанных браков

90

Вероятно, поэтому Пайтан решил, что Ксар – человек. Эльфы никогда не одеваются в черное, считая, что этот цвет приносит несчастье

91

Бог из машины (лат.). В античной трагедии драматургический прием: божество внезапно появлялось на сцене (при помощи механических приспособлений) и разрешало все конфликты. – Прим. пер.

92

Джеопарди – популярная телеигра – Прим. пер.

93

В патринском языке есть слово, которое означает одновременно “смерть” и “друг”

94

Тигролюди выше ростом, чем большинство людей, имеют густой мех и длинные хвосты Они умеют бегать на задних лапах или на всех четырех Способны прыжками преодолевать большие расстояния и одинаково уверенно себя чувствуют как на деревьях, так и на земле. Они могут пользоваться оружием, но предпочитают убивать клыками и когтями – сбивают с ног свою жертву и, впиваясь зубами в шею, перегрызают горло. Они знают руническую магию и используют ее прежде всего для увеличения силы своего оружия. Тигролюди убивают не только для пропитания, но и ради забавы

95

Вероятно, имеется в виду лабиринтная болезнь – форма помешательства, поражающая патринов вследствие ужасов и лишений жизни в Лабиринте

96

Ксар узнал о существовании меншей на Нексусе, читая книги, оставленные сартанами

97

Насекомоподобные существа – хаодины имеют твердый внешний панцирь, который трудно пробить даже с помощью магического оружия. Хаодина нужно бить прямым ударом и сразу наповал, иначе вместо одного перед вами окажется два

98

В отличие от зловредных змеев (змеедраконов) и добрых драконов Приана здесь речь идет о драконах Лабиринта. Они являются потомками драконов, водившихся в древности на Земле до ее Разделения. Это отвратительные рептилии, огромные, с невероятным размахом крыльев. Они обладают мощной магией, крайне коварны и жестоки. Они не убивают свои жертвы сразу, нолюбят брать их в плен и терзать потом в течение многих дней, заставляя умирать медленно и мучительно. Эпло в одном из своих сообщений упоминал, что драконы Лабиринта – это единственные существа, с которыми он никогда не сражался. При их приближении он обычно спасался бегством. Из записей Эпло следует, что Ксар, Повелитель Нексуса, был единственным из патринов, кто сражался с драконом Лабиринта и остался жив


стр.

Похожие книги