Зайцев Б. К. Молодость – Россия // Зайцев Б. К. Голубая звезда: Повести и рассказы. Из воспоминаний. М., 1989. С. 43.
Зайцев Б. К. О себе // Зайцев Б. К. Сочинения: В 3 т. М., 1993. Т. I. С. 51.
Зайцев Б. К. Молодость – Россия. С. 44.
Зайцев Б. К. Ответ Мюллеру // Зайцев Б. К. Странник. СПб., 1994. С. 85.
* Зайцев Б. К. Ответ Мюллеру // Зайцев Б. К. Странник. СПб., 1994. С. 85. >1
Романенко А. Земные странствия Бориса Зайцева // Зайцев Б. К. Голубая звезда. М., 1989. С. 21.
Зайцев Б. К. О себе. С. 52.
«Были мы на освящении Сергиева Подворья. Это было поразительно», – сообщает В. А. Зайцева в письме к В. Н. Буниной от 10 апреля 1925 года. Цит. по: Зайцев Б. К. Другая Вера. Повесть временных лет // Зайцев Б. К. Золотой узор: Роман, повести. М., 1991. С. 359.
Житие и подвиги преподобного и богоносиого отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца / Сост. иеромонахом Никоном. М., 1885 и др. издания. Подробнее о творческой истории см: Любомудров А. М. Книга Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» // Русская литература. 1991. № 3. С. 112–121.
Книга о Сергии издана в 1925 году, но работа над ней, очевидно, была завершена в конце 1924 года, когда автор, по сообщению «Русской газеты» (1924. 19 дек. С. 3), выступил с публичным чтением книги. При се переиздании Зайцев под предисловием к ней указал дату: «Париж, 1924 г.» (Зайцев Б. К. Избранное. Нью-Йорк, 1973. С. 10). «Богородица Умиление сердец» опубликована в берлинской газете «Руль» I января 1925 года; дата под текстом новеллы об Алексее – июнь-июль 1925 г.
Б. К. Обитель // Перезвоны. Рига, 1926. № 20. С. 627.
Зайцев Б. К. Митрополит Евлогий // Возрождение. Париж, 1928. 22 янв. № 964.
Заря России. 1918. 22 мая. № 26. С. 3.
Зайцев Б. К. Другая Вера. С. 367.
Воропаева Е. В. «Афон» Бориса Зайцева // Лит. учеба. 1990. Кн. 4. С. 33, 34.
См.: Зайцев Б. К. Письма к родным с Афона // Вестник русского Христианского Движения. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1992. № 164. С. 204.
Там же. С. 202, 209, 210.
Зайцев Б. К. Дневник писателя. 1. Бесстыдница в Афоне // Возрождение. Париж, 1929. 22 сент. № 1573. С. 4.
Зайцев Б. К. Дневник писателя. 6. Вновь об Афоне // Возрождение. 1929. 13 дек. № 1655. С. 3.
См.: Зайцев Б. К. Афонские тучи // Возрождение. 1933. 1 окт. № 3043. С. 4.
См.: Зайцев Б. К. Афон. К тысячелетию его // Русская мысль. Париж, 1963. 23, 25, 27 июля. № 2024–2026.
См.: Шмелев И. С. Милость преп. Серафима // Шмелев И. С. Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. Въезд в Париж. М., 1998. С. 337–345.
См.: Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947. С. 563–565.
См.: Зайцев Б. К. Архимандрит Киприан // Зайцев Б. К. Соч.: В 3 т. М., 1993. Т. 3. С. 389–395.
Письма Б. Зайцева к И. и В. Буниным // Новый журнал. Нью-Йорк, 1982. № 149. С. 140–141.
Зайцев Б. К. Финляндия. 1. К родным краям // Возрождение. 1935. 20 окт. № 3791. С. 3.
Зайцев Б. К. Другая Вера. С. 431.
См.: Шмелев И. С. Рубеж // Шмелев И. С. Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. Въезд в Париж. С. 420–422.
Зайцев Б. К. Другая Вера. С. 431–432.
Зайцев Б. К. Другая Вера. С. 433–434.
Письма Б. Зайцева И. и В. Буниным // Новый журнал. 1983. № 150. С. 211, 212, 213.
Зайцев Б. К. [О Валааме] // Зайцев Б. К. Знак Креста: Роман, очерки, публицистика. М, 1999. С. 503.
Перечисленные очерки опубликованы в изд.: Зайцев Б. К. Знак Креста. М., 1999.
Зайцев Б. К. Ответ Мюллеру. С. 84.
Зайцев Б. К. Улица св. Николая // Зайцев Б. К. Собр. соч.: В 5 т. М., 1999. Т. 2. С. 329.
Зайцев Б. К. Странник. Снб., 1994. С. 30-ЧИ.
Зайцев Б. К. Дни. М.; Париж, 1995. С. 79.
Зайцев Б. К. Странник. С. 35.
воинствующая церковь (лат).
Молча, в одиночестве, без спутников, Выступали мы, один вожатым, другой сзади, Как ходят по дороге братья минориты. (Данте).
Впрочем, частично, не все монахи ватопедские признали его.
В католицизме ставился вопрос о канонизации Христофора Колумба.
Война и революция отрезали от Афона Россию. Сейчас пополнение его идет только из эмиграции.
Святое поле – кладбище (ит.).
Он говорит всегда… (нем.).
Нет адреса! Нет подписи! (фр.)
Париж будет сожжен сбродом (фр.).
Грузовой автомобиль (фр.).
Из глубины воззвах. Псалом 129 (лат.).
Подробнее см. в кн. о. С. Четверикова: «Оптина Пустынь» и в «Записи» о. В. Ш.
«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Париж, 1930.
Нынешним летом комиссия, приезжавшая на экзамены из Парижа, отметила прекрасные успехи учащихся.
Передать ее всю здесь, к сожалению, невозможно.
Высший знак отличия. Лишь патриарху и митр. Киевскому давалось это.
башня из слоновой кости (фр.).
Много труда, мало славы (ит.).
О. Георгий Спасский. 1877–1934. Париж, изд. Комитета памяти о. Георгия Спасского, 1938. В этой книге Б. К. Зайцев поместил два своих текста, посвященных о. Георгию.
Речь идет о моих «Воскресных беседах» по Голосу Америки, начатых в 1948 г. (продолжающихся доныне), обращенных к России. (Примеч. автора.)
Два слова по поводу местоимения «я».
Им, разумеется, не следует злоупотреблять, однако без него в литературной критике – да и не только в ней! – невозможно и обойтись. Между тем, по недоброжелательству или недобросовестности, люди нередко упрекают критика в «якании», подчеркивая, что он больше занят собой, чем своим предметом. Что на это ответить? Прежде всего, пожалуй, то, что всякие стилистические уловки, имеющие целью «я» затушевать, смешны и нелепы. «Пишущий эти строки» – форма, вошедшая теперь у нас в моду: до чего это манерно и как никчемно! Некоторые писатели, одушевленные похвальной скромностью, предпочитают изменять строение фразы, лишь бы избежать «я»: не «я думаю», например, а неизменно «мне думается» – в расчете, что «мне» все-таки приемлемее, нежели «я». Но и это – ребячество и игра в прятки. Самого себя нельзя со своей дороги убрать, иначе как сквозь призму личных суждений ничего в критике нельзя высказать, и будем поэтому говорить «я» там, где оно необходимо, в уверенности, что естественный оборот речи по самой своей природе скромнее и проще всякого словесного жеманства.
Истина не всегда бывает посредине, но в данном случае ей иное место найти трудно. По-своему был прав Белинский, твердивший о «великом реалисте», по-своему был прав и Мережковский, признавший Гоголя писателем фантастическим. Каждый искал у Гоголя того, к чему сам был склонен, и каждый свое у него нашел. Белинский обратил внимание лишь на оболочку, Мережковский и его последователи оболочку отвергли: подлинный образ Гоголя оказался у обоих несколько искажен и одно другим следовало бы наконец дополнить.
Борис Зайцев. Тишина // Возрождение. Париж, 1948. С. 118 и след.
Борис Зайцев. О себе // Возрождение. № 70. Париж, 1957. С. 26.
Архим. Киприан Керн. Литература и жизнь. Борис Зайцев // Возрождение. № 17. Париж, 1951. С. 160.
Зайцев Б. О себе. – Там же.
Зайцев Б. Избранное. Нью-Йорк, 1973. Афон. С. 83. Далее при всех цитатах из Афона и Валаама указываются страницы этого издания.
Адамович Г. Валаам, Б. Зайцев // Последние новости. Париж. 14 окт. 1936.
Айхенвальд 10. Силуэты русских писателей. Т. 3 (новейшая литература). Берлин, 1953. Борис Зайцев. Наброски. С. 204.
Цетлин Мих. Б. Зайцев. Дом в Пасси // Совр. записки. № 59. Париж, 1935.
Адамович Г. Комментарии // Числа. № 1. Париж, 1930.
Мандельштам Ю. Б. Зайцев. Путешествие Глеба // Возрождение, Париж. 27-7-37.
Ржевский Л. Тема о непреходящем // Мосты. № 7. Мюнхен, 1961.
Адамович Г. Текст радиобеседы (№ 28). Март 1960. Мюнхен.
причину, смысл существования (фр.).
Первый рассказ появился в 1901 г. в газете «Курьер».