Князь Александр Невский (примечания)

Шрифт
Интервал

стр.

1

Обращение с окончанием на «е» или «о» применялось на Руси в седьмом падеже, так называемом звательном. «Отче», «друже», «Владыко» и др.

2

Современное слово «миска» на самом деле – уменьшительное от широко распространённого в древности слова «миса», то есть «большая глубокая чашка».

3

Понёва – род женской юбки, холщовой или шерстяной. Появилась в Средние века и носилась до середины XIX века.

4

Обычай, соблюдаемый и по сей день. По церковной традиции до семи лет ребёнка именуют младенцем, его причащают без исповеди (чист, не согрешал ещё), с семи лет – отроком, затем же человека зовут просто рабом Божиим или рабой Божией.

5

Князь Ярослав Всеволодович приходился внуком знаменитому Владимиру Мономаху.

6

Волхвы в Древней Руси – жрецы языческих богов, осуществлявшие служение идолам и жертвоприношения перед ними. Считалось, что они умели заклинать стихии (например, вызывать дождь), прорицать будущее, насылать или исцелять болезни.

7

Благовест – мерный бой одного (обычно самого большого) церковного колокола, оповещающий о начале утреннего богослужения (литургии).

8

По сохранившимся сведениям, первые постоялые дворы на Руси появились в XII веке. Они служили в основном местом временного проживания приезжавших в русские города иностранных купцов.

9

На Руси до появления чая были распространены горячие напитки, заваренные на травах. Самой распространённой заваркой было растение, ныне известное как иван-чай. Заваривали также листья малины или смородины, еловую и сосновую хвою и т. п.

10

Царьград – русское название Константинополя.

11

Волхвами на Руси называли в основном колдунов и предсказателей. В дохристианскую эпоху института жречества на Руси не существовало, поэтому волхвов не называли и не считали жрецами, хотя некоторые из них нередко имели отношение к культам того или иного языческого божества. Ряд историков сходятся на том, что многие волхвы, занимавшиеся колдовством, происходили из Хазарского каганата – государства, имевшего в основе своего этноса тюркские корни, но принявшего, благодаря политике своих каганов (повелителей), иудейскую веру.

12

Тиунами называли некоторые категории княжеских и боярских слуг. Обычно они были выходцами из холопов. Нередко тиунов приставляли для присмотра к подрастающим боярским или княжеским детям.

13

Сажень – мера длины (расстояния) в Древней Руси. До XVIII века, когда её длина была наконец стандартизирована, имелось много различных саженей (морская, государева, косая и др.). Обычно длина сажени была от 150 до 180 см.

14

Даниил Заточник – писатель, живший, по разным сведениям, в XII или XIII веке. Автор «Слова Даниила Заточника» и «Моления Даниила Заточника», возможно и других, не дошедших до нас произведений. Сведения о нём крайне скудны.

15

Падучей, или чёрной немочью, на Руси называли эпилепсию.

16

Из истории так и не удалось установить, какой именно неизлечимой болезнью хворал старший брат Александра Невского князь Фёдор. Но о том, что лекари действительно советовали поскорее женить его и князь Ярослав нашёл князю-подростку невесту и готовил его свадьбу, известно наверняка. Князь Фёдор умер перед самой своей свадьбой. Некоторые историки полагают также, что спешка с бракосочетанием объяснялась ещё и желанием Ярослава Всеволодовича иметь наследников от старшего сына.

17

Описанные далее события происходили в 1223 году, когда будущему князю Александру было три года.

18

В то время русские купцы нередко отправлялись в поездки за моржовой костью, изделия из которой начали высоко цениться.

19

О, гром и молния! (нем.) – в восклицаниях употребляется в значении «чёрт побери».

20

Евпатий Коловрат – исторический персонаж, герой сопротивления татарскому нашествию, принявший неравный бой и погибший в бою с захватчиками.

21

Скуфья – повседневный головной убор, носимый священниками и монахами, круглая невысокая шапочка чёрного цвета.

22

Забрало в крепости – плоский веерообразный выступ на краю стены. Был необходим, чтобы препятствовать подъёму штурмующих на крепостную стену, мешал им стрелять снизу вверх, с осадных лестниц.

23

Острог – в данном контексте дополнительное оборонительное сооружение – островерхий частокол, сооружаемый обычно перед основной стеной. Он препятствовал приближению врагов к стенам крепости.

24

Игнач Крест – исторический пункт в Новгородской области. В 1238 г., когда происходили описанные события, это было урочище, находившееся в 100 верстах (около 200 км) от Новгорода.

25

Бармица – элемент шлема в виде кольчужной сетки, закрывавшей шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Иногда закрывала и нижюю часть лица, и часть груди.

26

В описываемое время в Европе призывали слуг не с помощью колокольчика или погремушки, а с помощью свистка.

27

Холодильником вплоть до ХХ века называли сосуды (широкие чаши, если позволял достаток – серебряные), которые наполняли льдом из погреба и затем опускали туда бутыли с напитками.

28

Деисусный ряд иконостаса православной церкви – священный центр русского иконостаса, ибо в нём помещён образ Спасителя. Деисус того придела в храме Софии Новгородской, где перед битвой со шведами молился Александр Невский, располагался на высоте более двух метров от солеи, что лишний раз подтверждает свидетельства об огромном росте князя.

29

Святые страстотерпцы Борис и Глеб – первые святые, канонизированные Русской православной церковью. Оба были вероломно убиты в 1015 году своим братом Святополком, позднее получившим прозвище Окаянный. История с явлением Бориса и Глеба воеводе Пелгусию подробно описана в рассказах о Невской битве.

30

Именно с такой речью обратился князь Александр Невский к жителям Пскова после своей легендарной победы.

31

Каракорум в 1220–1260 гг. – столица Монгольской империи, располагавшаяся на берегу реки Орхон. Представляла собой обширный по тем временам город, в котором, кроме воинов и купцов, жили также представители многих стран, служители самых разных религий. Здесь была основная ставка монгольских ханов (начиная с Чингисхана), а также центр производства вооружения и оснащения войск.

32

Угедей – хан. Третий сын Чингисхана, назначенный им своим наследником и утверждённый курултаем (собранием монгольской знати).

33

Подлинный текст прощального письма князя Ярослава.

34

Плано Карпини Иоанн (Джованни) – итальянский монах-францисканец, известный дипломат, путешественник, первым из европейцев посетивший Монголию. В описываемое время посетил Каракорум и столицу великого хана.

35

Для удобства здесь повсеместно приводятся даты европейского летоисчисления, хотя на Руси в Средние века был принят другой календарь: годы отсчитывались не от Рождества Христова, а от Сотворения мира.

36

Освящаемые на особой литургии Преждеосвященные Дары хранятся в храме, на престоле. Хлеб и вино, символизирующие Плоть и Кровь Христовы, по благословению священника могут быть отнесены или отвезены тем, кто в них особо нуждается: болящим, раненым воинам, и.т.п.

37

Точно приведена речь князя Александра, обращённая к папским послам.

38

Галицкий Даниил Романович – князь, политический деятель, дипломат и полководец. Долгое время был убеждён, что необходимо заключить союз с папой римским и опираться на помощь соединённой армии католиков против Орды. В связи с этим был провозглашён папой «королём Руси» в 1254 г. Однако обещанная папой Иннокентием IV помощь в борьбе с татарским игом фактически не была оказана, и через некоторое время Даниил разорвал отношения с католическим миром.

39

Сартак – сын и преемник хана Батыя. Дата рождения неизвестна, умер в 1256 г. Предположительно, был отравлен, поскольку в Орде стало известно о принятии им христианства. Его дядя, хан Берке, в начале 50-х гг. XIII в. принявший ислам, вероятно, и был заказчиком убийства племянника. Легенда о побратимстве Сартака и князя Александра Невского рассматривается рядом историков как вполне реальная версия.

40

Бату-сарай находился на расстоянии около 80 км от современного месторасположения Астрахани, более чем в 1400 верстах (около 1500 км) от Владимира.

41

Слова из Евангелия от Матфея: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют её» (Мф. 16,18).

42

Кика – на Руси со времён Средневековья – головной убор замужней женщины. Небольшая шапочка, поверх которой обязательно надевался платок. Кику шили как из самой простой, так и из дорогой ткани, в зависимости от достатка заказчицы.


стр.

Похожие книги