Врата в бессознательное: Набоков плюс (примечания)

Шрифт
Интервал

стр.

1

Как результат ориентировки в неосознаваемых слоях произведения (об ориентировочной деятельности см. труды психолога П. Я. Гальперина [29] и др.).

2

Тогда люди были способны воспринимать анаграммы — распыленные в виде отдельных фонем и слогов табуированные имена богов и героев [9].

3

Не стоит думать, что это обсценная лексика: данное слово встречается в церковно-славянских канонических текстах.

4

полужирным шрифтом выделено то, что пригодится для конструирования смысла анаграммы.

5

В эту выборку политизированных, пропагандистских произведений не вошел махновский марш, ибо по тексту он вполне лирический и лишь в целом — воинственно-зажигательный, опирающийся на парадигму «война = охота», а не «труд», как аналогичные произведения времен Гражданской войны (Ср. охота есть «воля к власти как воля к жизни» [52;27].

6

Мы изучали пока только произведения европейской культуры, но в дальнейшем возможен и более широкий охват литературного материала.

7

См. труды психолога А. Н. Леонтьева: [78] и др.

8

О «Я — втором Я» писал психолог Ф. Д. Горбов [111].

9

Если кого интересуют постмодернистские читательские фантазии-«обсессии» про престарелого голого Набокова, лежащего на спине после выполнения супружеских обязанностей, его «веселый оскал безумия», или «пылкие планы насилия и насильничества», или «непрестанный напев блаженства» после «испускания ветров», или «экстаз первородного инцеста» — им сюда [47;77, 215, 126, 139, 203]. Наша книжка — про другое.

10

Не сама ли Вера Евсеевна, как предполагает Курицын вслед за З. Шаховской, всех оттолкнула от классика-Набокова? [74]. «Во многом надменный, недоступный, непостижимый „В.Н.“ был ее творением» [156;14], — пишет биограф Веры Набоковой С. Шифф.


стр.

Похожие книги