Рихард Штраус. Последний романтик (примечания)

Шрифт
Интервал

стр.

1

В этом исследовании «характера и поведения художнических натур» авторы обсуждают также автопортрет Дольчи.

2

Тейлор Д. О людях и музыке.

3

По данным Американской симфонической лиги, в сезоне 1963/ 64 года Штраус занимает седьмое место среди «наиболее часто исполняемых композиторов»: Бетховена, Моцарта, Брамса, Чайковского, Вагнера, Баха. Принимались во внимание только концерты симфонической музыки. Если бы учитывались песни и оперы, Штраус мог бы занять более высокое место.

4

Письмо от 29 февраля 1884 года.

5

Письмо отцу от 24 января 1884 года.

6

Бюлов тоже часто заставлял часть оркестрантов играть стоя.

7

Так произошло в Мейнингене со Штраусом в 1886 году.

8

По нынешним ценам это приблизительно равняется жалованью в 5000 долларов.

9

Малер был на четыре года старше Штрауса, Мук — также на четыре, Мотль — на восемь, Никиш — на девять. Вейнгартнер и Шальк были на год старше. Артуро Тосканини был на три года младше, но этот выдающийся представитель дирижерского искусства до XX столетия в Германии не дирижировал.

10

Тейлор Э. Крушение династий.

11

На память приходят негодующие письма Верди во время Франко-прусской войны, как, например, письмо к Кларине Маффей от 30 сентября 1870 года: «…и этот король, который всегда говорит о Боге и Промысле Божьем, с помощью которого он разрушил лучшую часть Европы! Он считает, что ему дано изменить нравы и наказать порок современного мира!! Прямо вестник Божий!»

12

Тейлор Э. Крушение династий.

13

Письмо от 11 февраля 1884 года

14

Письмо от 31 января 1886 года.

15

Письмо от 2 февраля 1886 года.

16

Письмо от 17 октября 1890 года.

17

Письмо от 4 марта 1891 года

18

Письмо Вагнеру от 8 апреля 1869 года.

19

Письмо от 8 апреля 1869 года.

20

Цит. по кн.: Рихард Штраус. Документальные свидетельства о жизни и творчестве / Под ред. Ф. Треннера.

21

Дель Map H. Рихард Штраус: Критические заметки о жизни и творчестве. Т. 1.

22

Поскольку в Байрёйте оркестр из зала не виден, никто из присутствующих не заметил, что произошло.

23

Цит. по кн.: Стейнитцер М. Рихард Штраус.

24

Письмо от 22 февраля 1879 года.

25

Письмо отцу от 1 февраля 1884 года.

26

Письмо отцу от 12 декабря 1883 года.

27

Письмо отцу от 26 декабря 1883 года.

28

Штраус всю жизнь был азартным картежником и постоянно искал себе достойных партнеров для игры в скат. Во время гастролей часто играл в покер, но редко с большими ставками. Однако бридж, который вытеснил скат и стал излюбленной игрой в Германии, он так и не освоил. Штраус любил выигрывать. И как подозревает в своих воспоминаниях Пятигорский, Штраус часто приглашал его играть в скат не только потому, что он хорошо играл на виолончели, но и потому, что он плохо играл в карты.

29

Письмо от 10 января 1884 года.

30

Некоторые биографы утверждают, что Брейткопф и Хертель отказались издавать «Марш». Это явная ошибка. «Марш» был опубликован и до сих пор числится в каталогах Брейткопфа.

31

См.: Нъюман Э. Жизнь Рихарда Вагнера. Т. 3, гл. 21. «На основании всех имеющихся в нашем распоряжении свидетельств утверждение, что Бюлов был «обманут», следует считать неверным. Он давно понял, что Вагнера и Козиму свела вместе сама судьба, и из благородных побуждений, чтобы не причинить Вагнеру и его музыкальной карьере в Мюнхене вреда, пошел на то, чтобы они все трое продолжали этот низкий обман».

32

Цит. по кн.: Дю Мулен-Экарт Р. Ганс фон Бюлов.

33

Афоризм о трех Б — Бах, Бетховен, Брамс — приписывают тоже Бюлову. Еще одна острота непереводима, но говорящих по-немецки она может позабавить. Он сказал о сочинении, которому была присуждена награда: «Je preiser gekrönt, desto durcher fällt es». И еще одна: «Kunst» kommt von «können». Wenn es von «wollen» käme hiesse es «Wulst».

34

Это вольный перевод. На самом деле он употребил слово «Schweinehunde», что для баварца является грубым ругательством. Позже Бюлов пытался оправдаться, сказав, что употребил это слово в северогерманском значении. В Пруссии это слово не является таким оскорблением. Однако никто не поверил в эту пиквикскую уловку.

35

Цит. по кн.: Шонберг Г. Великие пианисты.

36

Там же.

37

Владелец фирмы роялей марки «Бехштейн», один из старейших друзей Бюлова.

38

Письмо от 5 августа 1869 года.

39

Деньги были отвергнуты Вагнером.

40

У Вагнера хватило здравого смысла не подписывать петицию, возможно, потому, что в то время его связывали деловые отношения с Германом Леви, Анджелом Нойманом и Йозефом Рубинштейном.

41

Из письма Гансу фон Вольцогену от 10 сентября 1880 года.

42

Записка от 22 октября 1881 года.

43

Письмо отцу от 19 февраля 1884 года.

44

Письмо отцу от 29 февраля 1884 года

45

Там же.

46

Штраус Р. Воспоминания о Гансе фон Бюлове.

47

Письмо из Кельна от 12 января 1885 года

48

Письмо Бюлову от 26 мая 1885 года. Факсимиле этого письма появилось в журнале «Музыка» в январе 1905 года.

49

Штраус Р. Воспоминания о Гансе фон Бюлове.

50

Письмо от 26 октября 1885 года.

51

Письмо от 28 октября 1885 года.

52

Письмо от 14 октября 1885 года.

53

Ньеман В. Брамс.

54

Письмо отцу от 24 октября 1885 года. Написано перед премьерой.

55

Известный немецкий актер Альберт Бассерман был одним из последних учеников Мейнингенской школы. Его отец Артур был директором театра и одним из ведущих актеров.

56

Галь Г. Иоганн Брамс: творчество и личность.

57

Произошло также недоразумение с отпуском у Мари Бюлов, которая играла в Мейнингенском театре. Она подала в отставку. Но это осложнение могло бы быть урегулировано.

58

Письмо от 19 ноября 1885 года.

59

Год спустя после этого инцидента Бюлов оказался в Вене. Брамс пришел навестить его в отель. Бюлова на месте не было, и Брамс оставил свою визитную карточку с цитатой из оперы «Волшебная флейта»: «О, дорогой, неужто я тебя никогда не увижу?» Бюлов принял этот шаг к примирению, и их дружба возобновилась.

60

Цит. по кн.: Стейницер М. Рихард Штраус

61

Письмо от 31 июля 1886 года.

62

Большая часть переписки между Риттером и Штраусом была утеряна. Однажды в Гармиш прибыл пакет. Фрау Штраус, которая регулярно просматривала почту, решила, что это очередное непрошенное либретто для оперы. Обычно такие подношения она, не раскрывая, отсылала обратно. Так она поступила и с пакетом. Как оказалось, в нем были письма Риттера и Штрауса. Пакет был утерян при пересылке.

63

Он начал это сочинение в 1884 году, незадолго до переезда в Мейнинген.

64

Река, протекающая через Мейнинген.

65

Письмо от 23 декабря 1885 года.

66

Письмо отцу от 27 апреля 1886 года.

67

Письмо родителям от 7 мая 1886 года.

68

Письмо от 23 июня 1886 года.

69

Цит. по кн.: Крауз Э. Рихард Штраус. Личность и творчество.

70

Письмо от 27 июня 1886 года.

71

Письмо от 13 декабря 1886 года.

72

Ньюман Э. Жизнь Рихарда Вагнера. Т. 3

73

Штраусу, разумеется, приходилось испрашивать разрешение на разъезды. Бюлов, советуя Штраусу получить такое разрешение, писал в письме от 15 декабря 1886 года: «Скажи бессмертному автору бессмертного «Юнкера Хейнца» (опера Перфаля), что, если он даст тебе разрешение, я обещаю не строить козни против представления вышеупомянутого, сомнительного в кассовом отношении, сочинения».

74

Скерцо было исполнено на бис.

75

Письмо из Милана от 9 декабря 1887 года.

76

Письмо из Мюнхена от 26 декабря. 1887 года.

77

Письмо Бюлову от 29 октября 1887 года.

78

Письмо от 26 октября 1887 года.

79

По неподтвержденным данным, Штраус был ранее влюблен в жену виолончелиста Мюнхенского оркестра Дору Вихан.

80

Хейфец сделал прекрасную запись этой сонаты.

81

Письмо от 24 августа 1888 года.

82

Письмо от 20 октября 1889 года.

83

Имеется в виду Брамс

84

Это, разумеется, ирония.

85

Перевод Б. Пастернака. (Примеч. перев.)

86

Осуществить постановку пьес Гауптману помог Отто Брам, возглавлявший театральное общество «Свободная сцена». Брам познакомил немецкую публику также с пьесой Ибсена «Привидения».

87

Автор поэмы «Сон в сумерки»

88

Письмо Штрауса отцу от 10 ноября 1889 года

89

Там же.

90

Там же.

91

Письмо от 13 ноября 1889 года.

92

Toyви Д.Ф. Очерки музыкального анализа. Т. 4.

93

Написано в 1891 году. Цитата из «Лексикона музыкальных инвектив», приведенная Николасом Слонимским.

94

Письмо родителям от 16 февраля 1890 года.

95

Там же.

96

Вагнер теперь считался консерватором.

97

Письмо отцу от 2 февраля 1890 года.

98

Там же.

99

Письмо Бюлову от 30 января 1892 года.

100

Там же.

101

Письмо отцу от 23 февраля 1891 года.

102

Письмо Шпицвегу из Гамбурга от 2 апреля 1893 года, приведенное в книге Макса Штейницера «Рихард Штраус».

103

Гутхейль-Шодер М. Пережитое и достигнутое.

104

Письмо из Лейпцига от 12 марта 1892 года.

105

Письмо от 7 января 1892 года.

106

Цит. по кн.: Краузе Э. Рихард Штраус.

107

Этот факт мне сообщил Виктор Рейншаген, цюрихский дирижер, который был хорошо знаком со Штраусом во время его пребывания в Швейцарии.

108

Тосканини упорно добивался правильности этого ритма. Однажды он бился над этим до изнеможения, потому что оркестру никак не удавалось сыграть так, как он хотел.

109

Цель Map H. Рихард Штраус: Критические заметки о жизни и творчестве.

110

Цит. по кн. Локспейзер Э. Дебюсси. Жизнь и взгляды.

111

Суть взглядов Штрауса, которая так оскорбила Риттера, заключена в словах Гунтрама: «Моя жизнь течет по законам мой души, мой Бог говорит со мной через меня самого».

112

«Дон Жуана» она в свое время назвала «поразительным произведением, по сравнению с которым все другие симфонические сочинения — просто лепет».

113

Письмо от 18 января 1895 года.

114

Письмо из Генуи от 27 января 1895 года.

115

Письмо от 6 февраля 1894 года.

116

Письмо из Мюнхена от 30 июня 1892 года.

117

Письмо от 16 марта 1893 года.

118

Из заметки Штрауса, написанной для венской «Нойе фрайе прессе» в 1910 году по случаю возобновления постановки оперы.

119

Нойе фрайе пресс. 1910.

120

Письмо от 12 ноября 1897 года.

121

Шух В. Письма родителям. 1882–1906 годы.

122

Козима прислала поздравительную телеграмму со словами: «Наставляй, но не будь Заратустрой. Предлагаю свои услуги в качестве гувернантки».





123

Письмо родителям от 16 апреля 1897 года.

124

В 1910 году Поссарт играл в Нью-Йорке в ряде репертуарных пьес. Он был великолепным Яго, Шейлоком и Мефистофелем.

125

Заметки, написанные для первого исполнения поэмы в Берлине.

126

Дель Map H. Рихард Штраус: Критические заметки о жизни и творчестве. Т. 1.

127

Все они — Улисс, Дон Жуан и Дон Кихот — странники. Moжет быть, домоседы меньше волнуют наше воображение?

128

Барбара Тухман в «Гордой башне» справедливо отмечает, что выбор Штраусом этой темы был продиктован временем, поскольку идеи Ницше были «символом той эпохи».

129

Цит. по кн.: Краузе Э. Рихард Штраус: Личность и творчество.

130

Цит. Францем Треннером, Роландом Теншертом и др.

131

Треннер Ф. Рихард Штраус: Документы о жизни и творчестве.

132

Письмо отцу из Берлина от ноября 1898 года.

133

Письмо отцу из Берлина от ноября 1898 года.

134

Силен Л.С.Б. От Вены до Версаля.

135

Известный скандал, в котором, помимо других лиц, был замешан принц Филипп Эйленберг, друг кайзера, не был предан огласке до 1907 года.

136

Фаррар Дж. Такое сладкое наваждение.

137

Письмо от 14 апреля 1898 года.

138

Один из них — Фридрих Рёш, которого Штраус знал со школьных лет. Он был адвокатом, а впоследствии стал композитором. Поэма «Смерть и просветление» посвящена ему. Вторым был Ганс Зоммер, по профессии физик, а позже композитор, сочинявший в основном песни.

139

Письмо родителям от 6 мая 1901 года.

140

Письмо родителям от 21 мая 1901 года.

141

Случай с Бартоком был трагическим исключением.

142

Он покинул Швейцарию в 1938 году, а умер в 1944 году, за месяц до своего семидесятидевятилетия.

143

La Revue de Paris. 15 июня 1899 года.

144

Роллан Р. Переписка. Отрывки из дневника.

145

Там же.

146

Письмо от 16 июля 1905 года.

147

Письмо от 16 (?) 1905 года

148

Письмо написано в 1898 году. Цит. по кн.: Цель Map H. Рихард Штраус: Критические заметки о жизни и творчестве. Т. 1.

149

Программные примечания Штрауса.

150

Письмо от 1 июня 1900 года.

151

Предисловие к опубликованной партитуре. Издание Эйленберга.

152

Письмо от 29 мая 1905 года.

153

Броквей У., Вейнсток Г. Музыканты: Жизнь, эпоха и достижения.

154

Из статьи Алана Рича в нью-йоркской «Геральд трибюн». 8 октября 1964 года.

155

Ланг П.Г. Музыка в западной культуре.

156

Лайф. 22 ноября 1963 года.

157

Есть некоторые сомнения в том, кто из них предложил этот сюжет. Некоторые биографы утверждают, что идею Вольцогену подал Штраус, но, скорее всего, было наоборот.

158

Вагнер и сам обыгрывал свою фамилию. Он называл себя Waggoner (от слова «Waggon» — «вагон»).

159

Опера очень понравилась Томасу Бичему, который осуществил ее постановку в Лондоне в английском переводе. Он называл ее «веселой и дерзкой».

160

Штраус дал интервью, которое было опубликовано 24 февраля 1904 года в нью-йоркской «Дейли трибюн». В частности, газета писала: «У него не нашлось приветливых слов ни для Америки, ни для американцев. В одном из первых своих высказываний, переданных через пресс-агента, он заявил, что постановкой в этом городе была осквернена религиозная сущность «Парсифаля».

161

Нью-Йорк таймс. 28 февраля 1904 года.

162

Письмо родителям из Нью Йорка от 2 марта 1904 года.

163

Письмо родителям Штрауса от 13 марта 1904 года.

164

Письмо родителям из Провиденса, штат Род Айленд, от 22 марта 1904 года.

165

Перевод И. Кашкина.

166

Первый — из пьесы «Как важно быть серьезным», второй — из «Женщины, не стоящей внимания».

167

Уайльд владел двумя языками, хотя французский не был его родным.

168

Уинвер Ф. Оскар Уайльд и скандальные девяностые.

169

На этот счет единого мнения нет. Некоторые источники утверждают, что Бернар все-таки эту роль исполнила. По моим сведениям, этого так и не произошло.

170

«Всевысочайший» — форма обращения, которую очень любил Вильгельм. В Берлине ходила шутка о том, как кайзер посетил церковь: «Его всевысочайшее высочество имел утром беседу с его высочеством».

171

Письмо отцу от 4 ноября 1904 года.

172

Малер М.А. Густав Малер. Воспоминания и письма

173

Шух В. Размышления и воспоминания.

174

Фаррар Дж. Такое сладостное наваждение.

175

Tayбман Г. Маэстро. Жизнь Артуро Тосканини.

176

Уильям Манн в своей книге «Рихард Штраус. Критический обзор опер» утверждает, что у Штрауса был с нею роман. На мой вопрос, откуда у него такая информация, он сказал, что ему сообщил об этом знакомый Штрауса, которому можно доверять. Кроме того, этот факт подтвердил и другой человек. Поскольку мне не удалось найти этому документальных свидетельств, я склонен считать это утверждение скорее сплетней, чем фактом.

177

Письмо от 29 мая 1908 года, опубликованное в «Сэтерди ревью» 30 мая 1964 года.

178

Он дал ее в переводе на французский. Электру пела Мариет Мазарин. После первого представления у нее случился обморок. Тем не менее через шесть дней она снова выступила в этой роли, еще через пять дней спела партию Электры на утреннем представлении, а вечером того же дня — партию Саломеи в опере Массне «Иродиада». Сопрано в те времена были выносливы!

179

В переводе с английского оно означает «вздор», «чепуха». (Примеч. перев.)

180

Дель Map H. Рихард Штраус: Критические заметки о жизни и творчестве. Т. 1.

181

Этот эффект он почерпнул из трактата Берлиоза об инструментовке. Штраус внес в эту работу поправки, дополнив ее своими познаниями в области современной оркестровки. Этот труд был опубликован в том же 1905 году, что и «Саломея», и до сих пор считается своего рода образцом.

182

Письмо, написанное 6 января 1907 года.

183

Трактовка Бригит Нильсон отличается сдержанностью. На мой взгляд, она — лучшая Саломея, которую я слышал. А я слышал многих.

184

Цвейг С. Вчерашний мир

185

Гофмансталя Г. фон. Избранные пьесы и либретто. Этот анализ содержится во введении к книге.

186

Хаас В. Гуго фон Гофмансталь

187

Письмо от 9 октября 1912 года.

188

Письмо от 28 января 1914 года.

189

Письмо от 11 марта 1906 года.

190

Письмо от 6 октября 1906 года.

191

Письмо от 6 июля 1908 года.

192

Письмо от 29 января 1924 года.

193

Письмо от 15 сентября 1917 года.

194

Письмо от 2 августа 1917 года.

195

Письмо от 4 августа 1917 года.

196

Куше Л. Тайное приглашение к Рихарду Штраусу.

197

Кесслер Г. Дневники. 1918-1937

198

Кесслер Г. Дневники. 1918–1937. Запись от 29 января 1907 года.

199

Письмо от 22 декабря 1907 года.

200

Этель Э. История немецкой литературы. Т. 2

201

Письмо от 11 марта 1906 года.

202

Письмо от 5 июня 1906 года.

203

Письмо от 22 июня 1908 года.

204

Она так и не спела эту партию, хотя позднее пела Клитемнестру.

205

Эти слова приписывают венскому критику Юлиусу Корнгольду, отцу композитора Эриха Вольфганга Корнгольда.

206

Силен Л. От Вены до Версаля.

207

Я слышал подобную же историю о Герберте фон Караяне. В музыкальном мире часто слышишь повторяющиеся анекдоты.

208

Позднее Штраус сказал, что музыка все же оказалась чересчур сложной.

209

Мэри Гарден, хотя она и была восхитительной Саломеей, ни разу не пела Октавиана.

210

Письмо от 12 мая 1909 года.

211

Письмо от 21 апреля 1909 года.

212

Письмо от 4 мая 1909 года.

213

Письмо от 9 июля 1909 года. Цит. по кн.: Плодотворное сотрудничество: Переписка.

214

Письмо от 10 июля 1909 года.

215

Письмо от 7 сентября 1909 года.

216

Письмо от 10 июня 1910 года.

217

Картина выставлена в Лондонской национальной галерее. Возможно, что эту сцену подсказал Гофмансталю Рейнхардт.

218

Их жалкая мелодия возникает в уме Маршаллин, когда она думает о надвигающейся старости.

219

Когда она остается наедине с Октавианом, Маршаллин говорит ему «du». Когда она его поддразнивает или недовольна им, она употребляет «er». Когда она обращается к нему официально в присутствии посторонних, она называет его «Рофрано» или «господин граф».

220

Письмо от 20 марта 1911 года.

221

Ильза Бареа в своей книге «Вена» отмечает, что человек по имени Рофрано жил таки в Вене в XVIII столетии. Его звали Иеронимо, маркиз ди Рофран, и он был членом имперского Тайного совета и испанского Верховного совета. (Миссис Бареа очень тонко подмечает, что Гофмансталь был истинным представителем старого венского духа.)

222

Ньюман Э. Еще несколько рассказов о знаменитых операх.

223

Шух В. Рихард Штраус: размышления и воспоминания.

224

Письмо от 24 апреля 1909 года

225

Письмо Штраусу от 2 января 1911 года.

226

Некоторые утверждали, что Рейнхардту поначалу не разрешили подняться на сцену, потому что он был еврей, а город Дрезден отличался махровым антисемитизмом. Но прямых свидетельств этому у нас нет.

227

Wiener Neue Freie Press. 25 января 1911 года. Позднее Штраус перестал восторгаться Шухом, поскольку тот настоял на некоторых сокращениях.

228

Существует некоторая загадка в связи с нью-йоркской премьерой. Одна из служб, поставляющая фотографии для газет, имеет у себя в архиве фотографию Штрауса, Гатти-Казаццы и Альфреда Герца. Надпись на обратной стороне фотографии сообщает, что она была сделана во время пребывания Штрауса в Америке, куда он приехал на премьеру «Кавалера роз». Однако все другие источники настаивают, что Штраус в 1913 году в Америку не ездил. Это подтверждают и его сын, Франц Штраус, и Анна Кейс, которая пела на премьере партию Софи. Никто не знает, откуда и когда взялась эта фотография. Трое изображенных на ней людей, наверное, как ни кажется это невероятным, встретились где-то в Европе. Все осложняется тем, что снимок был сделан нью-йоркским фотографом. Может быть, это случилось в 1922 году, когда Штраус приезжал в США, но в это время Герц уже не работал в «Метрополитен-опера»: он был дирижером симфонического оркестра в Сан-Франциско.

229

Колодин И. История «Метрополитен-опера».

230

Письмо от 17 марта 1911 года.

231

Письмо Штраусу от 20 марта 1911 года.

232

Штраус сказал Гофмансталю, что Д\'Аннунцио сам обратился к нему с таким предложением. На самом деле, по-видимому, все было наоборот.

233

Письмо от 23 июля 1911 года.

234

Письмо от 24 июля 1911 года.

235

Письмо от 18 декабря 1911 года.

236

Эту музыку (в сопровождении повествования) исполнял Бостонский симфонический оркестр в честь столетия со дня рождения Штрауса (1964 год). Дирижировал Эрих Лейнсдорф.

237

Ромен Роллан предлагал Штраусу заменить свою концовку на септет для главных действующих лиц. Возможно, если бы Штраус к нему прислушался, опера от этого выиграла бы.

238

За одним исключением — когда Ерица пела Кармен, а Леманн — Микаэлу.

239

Госпожа Штраус подсчитала, что сумма потерь составляла 50 000 фунтов стерлингов (эквивалентных в 1914 году 250 000 долларов), но по другим подсчетам Штраус потерял даже больше.

240

Письмо от 31 июля 1914 года.

241

Письмо от 22 августа 1914 года.

242

Письмо от 8 октября 1914 года. Цит. по кн.: Штраус Р., Гофмансталь Г. Трудовое содружество: Переписка.

243

Письмо от 16 февраля 1915 года.

244

Вогт Н. Бремя вины: Краткая история Германии 1914–1945 годов.

245

Штраус, Дебюсси и Римский-Корсаков.

246

Письмо от 31 мая 1907 года.

247

Письмо, написанное в феврале 1915 года.

248

Леопольдскрон, роскошный замок в Зальцбурге, в котором жил Рейнхардт.

249

Письмо от 4 сентября 1922 года.

250

Поначалу он назвал ее «Симфония против Христа». Объяснить это название невозможно.

251

Атлантик. Август 1965 года.

252

Немецкий критик Георг Биттнер писал: «Родилось великое музыкальное произведение. Может быть, величайшее из всех, которые видела наша сцена после смерти Рихарда Вагнера». Но это было написано на другой день после премьеры.

253

Манн У. Рихард Штраус: Критический разбор опер.

254

Уже после того, как была написана эта глава, «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке возобновила постановку «Женщины без тени» по случаю открытия сезона 1966/67 года в ее новом здании «Линкольн-центр». Декорации были изготовлены Робертом О\'Хирном, постановщиком был Натаниэль Мерилл, и дирижировал Карл Бюнн. Эта постановка великолепна. Если что-нибудь может помочь этой странной опере, так это ее показ в «Метрополитен». Гарольд Шоуберг, музыкальный обозреватель «Нью-Йорк таймс», писал 4 октября 1966 года: «Вторая сцена второго акта — одно из наиболее поэтичных и трогательных сочинений Рихарда Штрауса, и некоторые арии Барака по своей глубине и силе не уступают лучшему из им написанного. Несмотря на неудачную финальную сцену, «Женщину без тени» можно поставить на один уровень с «Кавалером роз», «Электрой» и «Саломеей». Это великая опера». Тем не менее мое мнение об этой опере остается неизменным. Она слишком неровная, в ней слишком много страниц, отмеченных надуманным вдохновением, и еще чаще — вообще не отмеченных вдохновением. Все это говорит об упадке творческих сил Штрауса.

255

Стефан П. Венская опера.

256

Цвейг С. Вчерашний мир.

257

Джордж Лондон пишет: «Классическим образцом неблагодарности и интриг венцев является их отношение к дирижерам Крипсу и Гильберту, который в послевоенный период возглавлял Управление австрийских государственных театров. Крипс, который был главным художественным руководителем Венской оперы, в 1945 году из ничего создал знаменитый Моцартовский ансамбль и почти десять лет после этого был его вдохновителем и руководителем. Гильберт наперекор властям начал ставить оперы в Венском театре практически с той минуты, как в 1945 году прозвучал последний выстрел. Постепенно его положение стало невыносимым в результате разнообразных и упорных интриг, а Гильберта прогнал с его поста реакционный и завистливый министр культуры. В 1955 году ни Крипс, ни Гильберт не присутствовали на церемонии открытия восстановленного оперного театра. Их никто не пригласил».

258

Письмо от 1 августа 1918 года.

259

Письмо Францу Шальку от 18 декабря 1918 года.

260

4 февраля 1924 года, незадолго до того, как конфликт дошел до полного разрыва, Штраус написал Шальку примирительное письмо — это была последняя попытка разрешить противоречия. В нем он обращался к Шальку как к «дорогому и уважаемому другу» и обращал его внимание на то, что, если ему, Штраусу, не будут предоставлены нужные средства, его роль в театре превратится в бессмысленный фарс. В течение четырех лет, продолжает Штраус, он старался сохранить тот высокий уровень исполнения, которого помог добиться Шальк, но теперь он узнал, что им все недовольны, что ходят разговоры о неминуемом банкротстве «государственной Оперы» (да когда она не была на краю банкротства?), что его осуждают за слишком частое отсутствие в разгар сезона и т. д.

Он собирается предпринять последнюю попытку договориться с правительственными чиновниками. Но особых надежд не питает. Он предупреждает Шалька, что сокращение ассигнований — говорят, что это уже вопрос решенный, — приведет к ухудшению работы. Он подкрепляет свои слова цитатой из «Фиделио»: «Будьте бдительны и позаботьтесь о собственной безопасности; поднимитесь на башню и захватите с собой трубача!»

В заключение Штраус пишет: «Даже если я стану экс-режиссером, я останусь в Вене: мы с вами будем играть на рояле в четыре руки или перекидываться в шахматишки. Бедная Опера! Как все это грустно».

В письме не чувствуется вражды — только разочарование. (Его оригинал хранится в Австрийской национальной библиотеке.)

261

Нойес винер журнал. 14 ноября 1924 года.

262

Письмо от 29 ноября 1924 года.

263

Штраус сочинил ко дню свадьбы очаровательную «Брачную прелюдию» для двух фисгармоний.

264

Олдрич Р. Концертная жизнь в Нью-Йорке, 1902–1923. Рецензия от 8 января 1922 года.

265

Эту игру в скат называют «наиболее жизненной сценой» в опере. Но так могут говорить только те, кто никогда не играл в карты. Настоящие игроки знают, что во время серьезной игры никакая болтовня о женщинах невозможна.

266

Письмо от 4 января 1919 года.

267

Письмо от 10 марта 1920 года.

268

Письмо от 15 апреля 1922 года.

269

Письмо Штраусу от 4 февраля 1923 года.

270

Письмо Штраусу от 14 февраля 1924 года.

271

Буш Ф. Из жизни музыканта.

272

Рецензия в номере от 7 ноября 1928 года

273

Письмо от 8 сентября 1923 года.

274

Письмо от 18 декабря 1927 года.

275

Письмо от 19 ноября 1928 года.

276

Письмо от 16 июля 1929 года.

277

Запись от ноября 1915 года. Цит. по кн.: Панофски В. Рихард Штраус: партитура жизни.

278

Кесслер Г. Дневники. Запись от 14 июля 1928 года.

279

Кесслер Г. Дневники. Запись от 18 июля 1929 года.

280

Делару Ж. Гестапо. История кошмара.

281

Документы, относящиеся к этому собранию и в целом к состоянию музыки при нацистском режиме, приведены в книге «Музыка в Третьем рейхе» под редакцией Джозефа Вульфа. Читая ее, приходишь в изумление.

282

Его брат Адольф высказывался против нацистов

283

Бруно В. Тема с вариациями: Автобиография.

284

Zeitschrift. Май 1933 года.

285

Телеграмма в «Нью-Йорк таймс» из Берлина от 7 июня 1933 года

286

Манн Э. Письма Томаса Манна. 1889 — 1936

287

Письмо от 4 апреля 1933 года.

288

Письмо автору от 24 января 1966 года.

289

Позднее — президент Международного Штраусовского общества.

290

Письмо Юлиусу Копшу от 4 октября 1934 года.

291

Анкета, датированная 12 декабря 1935 года.

292

Последняя строчка «Иеремии»: «Нельзя победить невидимое Можно убивать людей, но нельзя убить Бога, который в них живет Можно покорить народ, но нельзя покорить его дух».

293

Памятная записка от 3 июля 1935 г.

294

Письмо Цвейгу от 24 августа 1934 года.

295

Письмо от 24 мая 1935 года

296

Письмо от 17 июня 1935 года.

297

Это ложь: на втором представлении было достаточно зрителей, поскольку опера получила положительные отзывы прессы.

298

Письмо от 13 июля 1935 года.

299

«Оправдание своей жизни» — так называется популярная в то время книга кардинала Ньюмена.

300

Протокол собрания ячейки национал-социалистической партии.

301

Цит. по кн.: Краузе Э. Ричард Штраус. Фигура и труды.

302

Письмо принадлежит Францу Штраусу.

303

Случайно ли то, что после смерти Гофмансталя Штраус сотрудничал в основном с либреттистами-австрийцами? Цвейг, Грегор и Клеменс Краусс — все были австрийцами.

304

Окончательный вариант был подсказан Клеменсом Крауссом, который предложил вместо хора в финале оставить один оркестр. Позднее Штраус переработал текст хора в сочинение для хора а капелла «Подле дерева Дафны».

305

Эту историю я привожу по книге Франца Треннера «Рихард Штраус. Документы, относящиеся к его жизни и творчеству».

306

Письмо от 25 сентября 1944 года.

307

Манн Э. Письма Томаса Манна. 1948–1955.

308

Перед самым началом Второй мировой войны в Париже состоялся сотый спектакль «Саломеи».

309

Из текста на конверте с долгоиграющей пластинкой «Даная», выпущенной фирмой ДГГ.

310

Смайзер В.Л. Новая книга о современных композиторах.

311

Его долгоиграющая пластинка с «Летучей мышью» Иоганна Штрауса до сих пор считается одним из высших достижений в области музыкальной записи.

312

Из перевода либретто, сделанного Уолтером Легге.

313

Слова являются переводом сонета французского поэта XVI века Пьера Ронсара. Этот сонет нашел, по подсказке Краусса, Ганс Шваровский, молодой дирижер, которого Краусс взял в штат Мюнхенской оперы, чтобы он руководил адаптацией иностранных опер для немецкой сцены. Шваровский прекрасно знал иностранные языки и был одним из протеже Краусса, хотя одно время его подозревали в шпионаже в пользу Англии. Но это подозрение с него, по-видимому, сняли.

314

Нью-Йоркер. 2 апреля 1966 года.

315

Энциклопедия «Музыка всего мира».

316

Среди посетителей-американцев были критик Ирвинг Колодин и пианист Джозеф Канн. Штраус осведомился у них, «как поживают его американские друзья», и рассказал, что во время войны он случайно поймал на коротких волнах трансляцию «Кавалера роз» из «Метрополитен-опера». Канн сел за пианино и стал играть пьесы, которые ему приходили в голову. Среди прочих он сыграл «Лето» Гершвина, о котором Штраус сказал: «Очень милая вещь. Вы сами ее сочинили?»

317

Кардус H. Говоря о музыке.

318

Тайм. 20 октября 1947 года.

319

Дель Map H. Рихард Штраус: Критический комментарий его жизни и трудов. Т. 1.

320

Кесслер Г. Дневники. Запись от 14 ноября 1929 года.

321

Цит. по кн.: Стивене X. Музыка Белы Бартока.

322

Письмо, написанное в январе 1907 года.

323

Отношения между Малером и Штраусом более подробно разбирает Томас Вальтер в книге «Рихард Штраус и его современники».

324

Письмо от 20 мая 1911 года.

325

Стравинский И. Автобиография.

326

Зофф О. Великие композиторы в воспоминаниях современников.

327

Шух В. Рихард Штраус: Размышления и воспоминания.

328

Атлантик. Август 1965 года.

329

Шух В. Рихард Штраус. Размышления и воспоминания.

330

Там же.

331

Возможно, это ошибка. «Так сказал король» написал Делиб Шабрие написал «Король поневоле».

332

Эта опера также известна под названием «Водовоз».

333

Цвейг, который восхищался и Штраусом, и Тосканини (о Тосканини он написал эссе, в котором давал ему высокую оценку), отрицал, что Тосканини мог высказать такое суждение. Сын Тосканини Уолтер, однако, подтвердил, что его отец сказал эти слова.

334

Письмо от 27 июля 1905 года, которое находится в архиве Уолтера Тосканини.

335

Цит. по кн.: Краузе Э. Рихард Штраус: фигура и труды.

336

Письмо от 29 июля 1940 года.

337

Письмо от 10 февраля 1941 года.

338

Письмо Джозефу Грегору от 4 февраля 1945 года.

339

Письмо от 5 июня 1916 года.

340

Письмо от 20 июня 1912 года.

341

Письмо Тосканини от 29 сентября 1929 года, которое сейчас хранится в архиве Уолтера Тосканини.

342

Она изображает его как представителя периода, когда «дух Нерона витал в воздухе».

343

Письмо от 29 октября 1944 года.

344

Письмо Клиффорду Шарпу от 31 мая 1913 года.

345

Письмо от 12 января 1944 года.

346

Письмо от 14 января 1945 года.

347

Перевод О. Чюминой.


стр.

Похожие книги