Размышления (примечания)
1
См. Секацкий А. К. От формации вещей к эпохе текстов // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб., 2000. Сер. 6. № 1. С. 12–18.
2
Giegerich W. Die Atombombe als seelicche Wirklichkeit. Bd. 1. Raben-Reihe, 1988.
3
Fraser J. T. Time as conflict. Basel, 1978.
4
Грин Б. Элегантная Вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории. М., 2002.
5
Лучшим исследованием соотношения моды и скорости по-прежнему остается книга Жана Бодрийара «Символический обмен и смерть».
6
Вальтер Беньямин первым четко обозначил соответствующий водораздел.
7
Блаженный Августин. Исповедь. М., 1991. С. 114.
8
Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Т. 1. С. 89.
9
См. подробнее: Секацкий А. К. Смысл вопроса «в чем смысл жизни?» // Секацкий А. К. Изыскания. СПб., 2000. С. 7–31.
10
Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Т. 1. С. 114.
11
Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997.
12
Другое дело, что осмысление в какой-то момент может перестать быть эксклюзивным делом осмысляющих, может перейти на аутопоэзис.
13
Пятигорский А. М., Мамардашвили М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, семиотике и языке. М., 1997. С. 76.
14
Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007.
15
Солодухо Н. М. Философия небытия. Казань, 2002. С. 44–45.
16
Руссо Ж. Ж. Исповедь. М., 2004.
17
См. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001.
18
Декарт Р. Разыскание истины. СПб., 2000. С. 154.
19
Лакан в таких случаях предпочитает термин «инстанция Буквы».
20
См. Секацкий А. Ложь денег // Время. Культура Петербурга. 2013. № 2. C. 244–251.
21
В «Критике чистого разума» это обстоятельство завуалировано, однако из сопоставления всех трех «Критик» оно становится очевидным.
22
Секацкий А. К. Выбор вампира // Прикладная метафизика. СПб., 2005.
23
Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения // Фрейд З. Труды разных лет. Т. 1. Тбилиси, 1991. С. 139–192. Здесь Фрейд озвучивает свой знаменитый тезис: «Всемогущество мыслей заключается в том, что они приходят как бы извне».
24
Витгенштейн Л. Философские работы в 2 т. М., 1994. С. 128.
25
Успенский В. А. Машина Поста. М., 1984. В этой небольшой работе хорошо представлены все возможности соответствующего моделирования.
26
Отличное исследование на эту тему проведено Ильенковым: см. Ильенков Э. В. Очерки диалектической логики. М., 1974.
27
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2000. С. 115–120.
28
Несовместимыми являются такие миры, которые окружены хроноизоляцией и, следовательно, отделены друг от друга во времени, например, могут быть «раньше» или «позже». Очевидно, что в мультиверсуме таких миров еще нет, для их обособления требуется появление самого времени.
29
Бланшо М. Последний человек. СПб., 1997. С. 67.
30
Термин Н. Кобозева. См. Кобозев Н. А. Термодинамика процессов информации и мышления. М., 1965.
31
Кант И. Собрание сочинений. М. Т. 3. С. 350.
32
Кант И. Собрание сочинений. С. 351.
33
Тен В. Происхождение тела, разума, языка. СПб., 2011.
34
В отношении причинных рядов эта антиномия не давала покоя Канту.
35
Бахтин М. М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.
36
Аристотель. Физика. Кн. 1–3 // Сочинения в 4 т. М., 1981. Т. 3.
37
Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000.
38
Лакан Ж. Семинары. Я в теории Фрейда и в технике психоанализа. М., 1999. Кн. 2.
39
Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике. Тарту, 1964.
40
Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000. С. 64–65.
41
См. также Секацкий А. Прикладная метафизика. СПб, 2005. С. 369–402.
42
Точнее говоря, не можем в том же статусе, в каком наблюдаем наблюдаемое, – эта диалектика исчерпывающе прослежена Шеллингом в «Системе трансцендентального идеализма»: Шеллинг Ф. Сочинения в 2 т. М., 1987. Т. 1.
43
Бергсон А. Избранное: сознание и жизнь. М., 2010. С. 91.
44
Там же. С. 92.
45
Бергсон А. Избранное: сознание и жизнь. М., 2010. С. 93.
46
Имеется в виду познание познающих, а не познание Богом или та вполне возможная ситуация, когда мир сам себя познает.
47
См. Гройс Б. Дневник философа. Париж: «Синтаксис», 1989.
48
Термин Леви-Строса, означающий любой удержанный исход, произвольную дискретность, выдернутую из потока. См. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1984.
49
Фрейд З. Тотем и табу // Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет. Тбилиси, 1991. С. 249. Ср. похожие наблюдения в кн. Шебеста П. Среди карликов Малакки. Л., 1928.
50
Было бы любопытно рассмотреть пути сублимации страха по аналогии с сублимацией либидо. Похоже на то, что множество житейских страхов (страх перед экзаменом, страх проспать и т. д.) заимствованы из одного общего источника – страха смерти и его эмоционально-психологического резервуара – страха перед мертвыми. Растекание страха по всему горизонту повседневности снижает его невыносимую концентрацию в одном месте и в то же время «отравляет» экзистенциальную среду обитания. Метафизический ужас, о котором говорили Кьеркегор и Хайдеггер, возникает в ситуации дефицита или приглушенности житейских страхов, когда инвольтация ужаса выстраивается в прямую линию: от глубин эмоциональной памяти до выкладок чистого разума.
51
Помимо «Золотой ветви» Дж. Фрезера, на которую широко опирались и Фрейд, и Леви-Брюль (см. Webster H. Taboo. A Sociological Study. L., 1942), сохраняют свою ценность исследования М. Добрицхофера и Ч. Дандеса, написанные как репортажи о наиболее архаичном типе отношения к мертвым: Dobrizhofer M. An Acount of the Abipones. L., 1954. V. l–2; Dundas Ch. Kilimanjaro and its People. L., 1924.
52
Фрейд З. Тотем и табу. С. 254.
53
Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974; он же: Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах. М., 1963.
54
Поршнев Б. Ф. О древнейшем способе получения огня // «Советская этнография». 1955. № 1; Семенов С. А. Первобытная техника. М., 1957.
55
Bataille Gearyesj Enotism. Death and Sensuality. Sun-Free, 1986. P. 85.
56
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С. 478.
57
Физиологическая укорененность отвращения к трупному запаху еще, конечно, не означает генетической укорененности; никакое табу не может проникнуть через генетический барьер и оформиться в субстрате наследственности. Скажем, «априорное» чувство отвращения к экскрементам на самом деле внушаемо изо всех сил (у ребенка оно первоначально отсутствует, как убедительно продемонстрировал еще Фрейд) – примерно так же обстоит дело с формированием физиологического симулякра трупофобии, программирующего не только подсознание, но и внутриорганический химизм. Ср. замечание Батая из его книги «Эротизм. Смерть и чувственность»: «Почему так нелегко говорить об этих вещах, которые сами по себе суть ничто? Почему они даны нам совершенно иначе, чем просто объекты? Откуда такое значение у этой зловонной массы, заставляющее нас испытывать чудовищное отвращение и отворачивать взор?» – Bataille G. Op. cit, 58.
Кстати, в отдельных случаях запрет инцеста также получает физиологическое оформление.
58
Не исключено, однако, что та же поломка, случись она тысячелетием раньше, привела бы (и, вероятно, приводила) к летальному для социума исходу, к расчеловечеванию еще не стойкой психики. Тут все зависит от пройденной дистанции отрицания, от расстояния до края пропасти.
59
Можно указать и на другие этнологические параллели – склеп и склад, например. В польском языке слово «sklep» означает именно «магазин», «склад».
60
Совсем не так просто для человека, как может показаться, ясно и вразумительно сказать, что он хочет, ибо мы привыкли хотеть того, что хочется, а говорить то, что говорится.
61
Примером частного, но широко распространенного архаического эквивалента является боль. Она достаточно успешно применялась в качестве средства платежа; но практическая невозможность (неэффективность) ее символизации сделала боль непригодной для производства какой-либо прибавочной стоимости. См. Ницше Ф. Генеалогия морали // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М., 1991. Т. 2; см. также материалы дискуссии: Политика тела. Пытки // Митин журнал. 1995. № 46. С. 164–185.
62
Отсюда видно, что «высокое положение» обеспечивается в основном высотой фундамента, возводимого на костях. Груду черепов можно считать «апофеозом войны», только если черепа безымянны; если же каждый из них можно назвать поименно и атрибутировать по отношению к нему факт родства, то это скорее апофеоз власти, и «бедный Йорик» вполне способен положить начало состоянию датского короля.
63
Краткий этимологический словарь русского языка / под ред. Н. М. Шанского. М., 1976.
64
Любопытно, что идеологи «прогрессивной тенденции», т. е. исполнители социального (и экзистенциального) заказа по внедрению новых экономических императивов в сферу общезначимых ценностей упустили этот аргумент, который мог бы помочь в споре с идеологами более древней традиции, сторонниками «незыблемых» ценностей.
65
Характерным примером является Исландия, где всем известна лестница родства, восходящая к первым поселенцам и свое собственное место в ней. Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Л.: «Наука», 1971. Поэтому уже с точки зрения средневековой Европы Исландия представлялась страной благородных, страной монолитной аристократии. Нечто подобное свойственно и горским народам Кавказа.
66
Цивилизация античной Греции, построенная уже преимущественно на иных основаниях, относилась тем не менее к памяти о предках как к реальной ценности, некой самоочевидной форме богатства. Сократ и его собеседники были прекрасно осведомлены о своих «демах» и «филах» и нисколько не затруднялись в прослеживании генеалогии. Еще более важную роль свидетельства о покойниках играли в античной Спарте. Вот характерный эпизод из жизни софиста Гиппия: «В Лаке-демоне же он рассказывал родословную героев, так как лакедемоняне вследствие желания господствовать охотно слушали этот род рассказов» (Филострат. Жизнеописания софистов. 1.11.). Об этом же пишет и Платон в диалоге «Протагор».
67
Впервые на это обратил внимание Марсель Мосс в своих лекциях и в «Эссе о даре»; см. также: Секацкий А. К. Вода, песок, Бог, пустота // Метафизика Петербурга. Санкт-Петербургские чтения по теории истории и философии культуры. СПб., 1993. № 1. С. 170–191.
68
Данное утверждение можно проиллюстрировать множеством примеров; ограничимся еще одной выдержкой из Леви-Брюля: «В Южной Африке после свершения погребальных обрядов и ухода лиц, справляющих траур, жилище, где находился покойник в момент смерти, предается сожжению со всем содержимым, даже с ценными предметами, с зерном, утварью, оружием, украшениями, талисманами, со всей обстановкой, постелями и прочим – все должно быть уничтожено огнем. В Южной Индии труп обмывают, переносят на семейную кремационную площадку и сжигают. Все, чем владеет человек, – луки, стрелы, топоры, кинжалы, ожерелья, одежда, рис и т. д. – сжигается вместе с его телом. Наконец, чтобы не продолжать сверх меры перечисление примеров, приведем слова де Гроота: “Мы, не колеблясь, утверждаем, что было время, когда смерть человека в Китае влекла за собой полное разорение его семьи”» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С. 256.)
69
Организация систематического трудового усилия и по сей день является главным экономическим фактором, вносимым в экономику преимущественно извне. Открытие М. Вебера относительно роли протестантской этики для утверждения духа капитализма в обобщенном виде означает: процесс дистрибуции вещей лишен имманентных регуляторов; в нем нет никакого causa sui. Даже в стихии товарного производства решающие новации обусловлены, например, особыми отношениями с Богом, а вовсе не «внутренней логикой накопления».
70
Первые общества, совершившие трансгрессию, не могли восприниматься иначе, чем маргиналы и преступники.
71
Гегель. Лекции по философии истории. Минск, 2004. С. 46–67.
72
Это одна из важнейших тем позднего Рикера. См., например: Рикер П. Я сам как другой. М., 2008.
73
Но не в смысле кантовской «Критики практического разума».
74
См. Giegerich W. Soul-Violence. New Orleans, 2008.
75
После Бруно Латура и его школы такие предположения обрели популярность.
76
См. подробнее: Секацкий А. К. Кто восстанет из звездной пыли? URL: http://seance.ru/blog/star-dust.
77
См. Платон. Сочинения в 4 томах. М., 1994. С. 176–177.
78
Giegerich W. Soul-Violence. L., 2001. Р. 114.
79
По сути, устоять удалось лишь иудеям, на что особое внимание обращает Ницше – например, в работе «К генеалогии морали».
80
Кудрявцев М. К. Община и каста в Хиндустане. М., 1971.
81
Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991.
82
Сноу Ч. П. Две культуры. М., 1966.
83
Wane K. Limits of Technology. Harvard, 2004. Р 111.
84
Бернштейн Н. А. О построении движений. М. – Л., 1947.
85
Хорсли Дж. Воин Матрицы. СПб., 2004.
86
Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007.
87
Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007., С. 361.
88
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001.
89
См. соответствующие соображения в книге: Гройс Б. Комментарии к искусству. М., 2003.
90
Барт Р. Мифологии. СПб., 2004. С. 216.
91
Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991.
92
См. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
93
См. Диденко Б. Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть. М., 1999.
94
Достоевский Ф. Соч. в 15 т. Л., 1989. Т. 6. С. 221–222.
95
Достоевский Ф. Соч. в 15 т. Л., 1989. Т. 6. С. 223.
96
Ритуальный безостановочной обмен дарами в архаическом социуме, впервые описанный Б. Малиновским.
97
Эккерман И. Разговоры с Гете. М., 1988.
98
Гегель. Феноменология духа // Сочинения. М., 1959. Т. 4. С. 16.
99
Федоров Н. Философия Общего дела. М., 1984. С. 166–176.
100
Джон Серл. Открывая сознание заново. М., 2002. С. 197.
101
Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1979. С. 76–80.
102
Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007. С. 228.
103
Там же.
104
Самсонов С. Аномалия Камлаева. М., 2008. С. 325.
105
См. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 2006.
106
Bryson B. The short history of nearest everything. N. Y., 2002. Р. 190.
107
Гибсон У. Все вечеринки завтрашнего дня. Екатеринбург, 2002. С. 103.
108
См. подробнее: Секацкий А. К. Третья ступень // «Литературные кубики». 2006. № 2.
109
См. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
110
Такой точки зрения придерживался, в частности, Карл Шмитт: Шмитт К. Теория партизана. М., 2007.
111
Подробнее см. Секацкий А. Прикладная метафизика. СПб, 2006.
112
Например, в 9-й книге «Государства» Платона. Платон. Соч. в 4 т. М., 1994. Т. 3.
113
См. Секацкий А. К. Шанс для империи и современный социогенез // Секацкий А. Изыскания. СПб., 2009. С. 234–262.
114
См., например: Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. М., 2009.
115
Мартынов В. Пестрые прутья Иакова. М., 2010. С. 81–82.
116
См. Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет. Тбилиси, 1991. С. 351–392.
117
Гигерич В. Синтез линейного времени // Митин журнал. 1992. № 47–48.
118
Это важнейший аспект теории разрыва, предложенной Славоем Жижеком. См., например: Жижек С. Кукла и карлик. М., 2009. Гл. 4–5.
119
Ницше Ф. Сочинения. М., 1990. Т. 1. С. 336.
120
Как-то во время спецкурса «Философия возраста» одна из студенток задала вдруг вопрос: «А почему мужчины с возрастом становятся добрее, а женщины – злее?»
121
См. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. // Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Тема «не меда» в этой работе тоже затрагивается.
122
См., например, вторую книгу «Физики»: Аристотель. Сочинения. М., 1981. Т. 3.
123
Бродель Ф. Время мира. М., 1992. С. 160–161.
124
Платон. Сочинения. М., 1994. Т. 3. С. 173–174.
125
Мишель Фуко, выделяя «диететику» как составную часть античной заботы о себе, справедливо подчеркивает ее принципиальные отличия от современной диетологии и вообще медицины. См. Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб., 2007. С. 114–117.
126
Ее этапы рассмотрены в другой книге Фуко: Фуко М. «Рождение клиники». М., 1998.
127
В работе «Неудовлетворенность в культуре».
128
Удивительно, что достоверна именно забота о здоровье, а не само здоровье, утратившее всякую определенность в себе и для себя.
129
Гегель. Сочинения. М., 1959. T. 4. C. 28.
130
Тут, разумеется, на память приходит Ницше: «Кажется, что все великое в мире должно появиться сначала в форме чудовищной, ужасающей карикатуры, чтобы навеки запечатлеться в сердце человеческом». Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Сочинения в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 239.
131
По данным на 1 января 2011 года.
132
Подробности истории хорошо изложены в: URL: http://www.lakelandelements.com/rainwearhistory/rainwearhistoryindex.htm.
133
Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. С. 44.
134
Рикер П. Я сам как другой. М., 2008. с. 339.
135
Там же.
136
Гройс Б. Коммунистический постскриптум. М., 2007, С. 108.