Путь без иллюзий. Том 2. Теория и практика медитации (примечания)
1
Гармаев А.Ц.
2
Эрудированный читатель сразу же заметит, что здесь, в современной терминологии, излагается ни что иное, как древнее учение о Карма-Йоге, которому посвящена третья глава Бхагавадгиты — и он будет совершенно прав! Бхагавадгита, являясь величайшим произведением мировой духовной литературы, всегда будет неиссякаемым источником вдохновения для тех, кто стремится к духовному знанию совместно с его реализацией. В Бхагавадгите такое знание, не замыкающееся в самом себе, а реализующееся в действии, называется «джнана савиджнана».
3
Неологизм из лексикона братьев Стругацких.
4
Как известно, в юнговской классификации психологических типов, кроме выраженных экстравертов и интровертов, существует и промежуточный тип амбивертов. Точно так же два противоположных типа — деятельный и созерцательный, представляют собою два полюса, между которыми находится множество переходных вариантов, а посередине — гармоничный тип личности. У такого человека деятельное и созерцательное начала или, другими словами, энергетическое и информационное развитие, находятся в уравновешенном, сбалансированном состоянии.
5
«Большая таыйя», перевод З.Миркиной.
6
Прославленный учёный-психолог вообще был склонен к «заимствованиям», понимаемым в духе Гекльберри Финна, а самое главное из них он учинил по отношению к своему великому учителю — Зигмунду Фрейду.
7
Обычно эта фраза переводится иначе: «Как можно стать Буддой, практикуя сидячую медитацию? Однако просто сидеть в предписанной позе и практиковать медитацию — это совершенно разные вещи.
8
Шэн-янь. «Поэзия просветления»
9
Точнее говоря, сидел в предписанной позе, но не в медитации. Подлинная медитация предполагает сочетание внешней формы (асана) и внутренней медитативной техники, которая в данном случае просто отсутствовала. — В.К.
10
Кацуки С. «Практика дзэн».
11
Сутра Помоста Шестого Патриарха.
12
Здесь и далее: Д.Кришнамурти «Проблемы жизни»
13
Шанкара «Атма-Бодха»
14
Многократное ритмичное чтение сутр нараспев.
15
Шлока — это двустишие, которое содержит законченную мысль.
16
Этот же принцип лежит в основе изложенного в первой части этой книги метода решения различных проблем — метода кристаллизации. Кратко напомню читателю его суть. Сначала, посредством длительной практики медитации-самонаблюдения, мы достигаем состояния внутреннего безмолвия, характеризующегося глубоким покоем, ясностью и прозрачностью сознания. Далее мы роняем в это состояние слово, обозначающее проблему, подобно тому, как кристалл роняется в перенасыщенный раствор. Вероятность ин-сайта, интуитивного прозрения в суть проблемы возрастает по мере увеличения глубины и качества медитативного состояния. По достижении определённого уровня, она переходит в достоверность и практикующий получает полноценное видение ситуации и, вместе с ним, и решение своей проблемы.
17
Коан XXIII Мумонкана. Хуэй-нэн и подлинное «я»
18
Династия Сун (960-1279 г.г.). Эта эпоха началась спустя два с половиной столетия после Шестого патриарха Хуэй-нэна (623–713 г.г.).
19
Чистая Земля — это райская обитель Будды Амитабхи.
20
Мантра(санскр.) — священная фраза или священное слово, в ходе духовной практики Мантра-йоги повторяемое многократно и с полным сосредоточением.
Яна (санскр.) — буквально «повозка», «колесница», то есть средство духовной реализации; то, что может нас доставить к желаемой цели.
21
Конформность, от англ. to conform — уступать, поддаваться. Этот психологический термин обозначает наклонность человека идти на поводу у других, следовать за большинством (так называемая конформная личность)
22
Плюшкин — персонаж из «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя. Отличался феноменальной скупостью и жаждой накопительства и неспособностью расстаться даже с ненужными вещами.
23
«Психологический словарь».
24
Санскрит — язык, на котором в древней Индии были написаны величайшие трактаты, такие, как «Йога-сутра» Патанджали и «Хатха-йога Прадипика» Сватмарамы.
25
Рамачарака «Раджа-йога».
26
В частности, к фантазийной медитации относятся всевозможные восточные методы визуализации (буддистская Школа Чистой Земли, тибетский буддизм, различные направления индуизма, тантрические школы и так далее).
27
Здесь понятие «доминанта» используется как психологическая параллель понятию физиологической доминанты по Ухтомскому (господствующий очаг возбуждения в коре головного мозга).
28
Применительно к поучениям патриарха слово «писал» не подходит по той причине, что просветлённый наставник был неграмотным человеком, читать и писать не умел.
29
Авторская версия перевода фрагмента из «Сутры Помоста».
30
Хун Цзычэн. «Вкус корней».
31
Сатпрем «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания».
32
Фильм Андрея Тарковского «Сталкер» по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».
33
Теория трёх репрезентативных систем (зрительной, слуховой и телесных ощущений) разработана в нейролингвистическом программировании, — возникшей на Западе в конце XX века психотерапевтической концепции.
34
При этом мы, конечно, помним, что «свойства» Атмана (Зрящего, Субъекта), на самом деле, представляют собой не-свойства. Об этом уже говорилось ранее, в главе «Мировоззрение нерелигиозной духовности».
35
Слово «болезнь» в данном случае неуместно, поскольку освобождает человека от ответственности за своё поведение.
36
Согьял Ринпоче «Тибетская книга жизни и смерти».
37
Образ «незримого огня», сжигающего всё нечистое внутри нас — не более как метафора. Не следует к ней привязываться и использовать её в своей медитации. Это будет означать подмену истинной реалистической медитации — ложной фантазийной. В этом случае, как говорят китайцы, вы уподобитесь человеку, который в темноте (образ омраченности и неведения) ошибочно принял грабителя за сына.
38
Не-деяние — это действие, порождаемое состоянием умственной тишины, в отличие от обычных человеческих действий, порождаемых различными самостными желаниями. He-деяние всегда является в высшей степени адекватным действием (полностью соответствующим реальности)
39
Линь Цзи лу.
40
Ньянапоника «Внимательность как средство духовного развития».
41
Корнфилд Д. «Современные буддийские мастера»
42
Корнфилд Д. «Современные буддийские мастера».
43
Здесь приходит на ум древнегреческий миф об Антее, богатыре, который всякий раз, припадая к своей матери Земле, возобновлял растраченные силы.
44
Слово «помню» здесь используется не для того, чтобы актуализировать какие-либо воспоминания, а просто для сохранения состояния осознанности, как своеобразная «напоминалочка» для возвращения к должной бдительности при временной её утрате. Таким образом, «помню», в данном случае, означает следующее: «Помню, что я должен быть в позиции наблюдателя и не отвлекаться на посторонние мысли, помню, что я должен сохранять осознанность».
45
Кстати, восприятие проблемных, патологических зон в теле сидящего перед вами человека происходит зеркальным образом. Другими словами, состояние левой стороны его тела отражается на правой стороне вашего тела и наоборот.
46
Строки из песни российских бардов супругов Никитиных.
47
Из черновых путевых заметок Л.Н.Толстого о Швейцарии. Здесь и далее цитируется по В.Вересаеву «Живая жизнь».
48
Имеется в виду энергетический перегруз, т. е. энергетическая переполненность области головы, возникающая как следствие преобладания восходящих энергопотоков над нисходящими.
49
Полностью оба варианта последовательности настроечных действий для выхода в пространственное осознание будут даны в последнем (практическом) разделе второго тома.
50
Нада-йога, йога мистического внутреннего звука, изложена в знаменитом трактате Сватмарамы «Хатха-йога Прадипика».
51
Пожалуй, наиболее впечатляющий пример такого рода — байкеры, самозабвенно гоняющие по улицам на ревущих мотоциклах, с которых специально снимается глушитель.
52
«Шурангама-сутра» здесь и далее цитируется по книге Лу Куан Юй (Чарльз Лук) «Секреты китайской медитации».
53
Завершающие сутру слова Бодхисаттвы Манджушри.
54
Цитируется по книге Лу Куан Юя «Секреты китайской медитации».
55
Центр тяжести тела, расположенный ниже пупа.
56
Термин «осознающее внимание» я ввожу как противоположность непроизвольному вниманию, в котором нет специальной, намеренной установки на осознанность в пределах определённой избранной сферы. Однако, строго говоря, и в непроизвольном внимании также присутствует определённый уровень осознанности.
57
Сатьянанда С. «Древние тантрические техники йоги и крийи». T.I.
58
Там же.
59
Курсив мой. — В.К.
60
Общее название медитации-сосредоточения, тогда как Дхарана, Дхиана и Самадхи — это названия разных стадий её развития.
61
Слово «асана» произносится с ударением на первый слог.
62
Классическая, традиционная метафора, разъясняющая суть Пратьяхары.
63
Китайская мудрость гласит: «Самосовершенствующийся муж подобен пастуху, который идёт вслед за стадом и подгоняет отстающую овцу».
64
Син кокью — метод глубокого дыхания, который он получил от своего учителя, знаменитого Морихея Уешибы. Сейдза — традиционная японская поза сидя на пятках. — В.К.
65
В своей книге он даёт оценку йоговскому дыханию на основе книги «индуса-йога» Рамачараки «Хатха-йога» (!), автор которой совсем не индус и крайне сомнительный йог. Не могло быть худшего выбора для ознакомления с Пранаямой. И это при наличии вполне доступных для русскоязычного читателя руководств по йоговской Пранаяме!
66
В индийской йоге парадоксальное дыхание вовсе отсутствует. Все многочисленные дыхательные техники Хатха-йоги и Кундалини-тантры построены исключительно на основе естественного дыхания, в рамках которого используются все три бандхи (Уддийана-бандха, Мула-бандха и Джаландхара-бандха).
67
За это знание мне в своё время пришлось дорого заплатить. Примерно через 3 месяца весьма регулярных двухразовых занятий даосским дыханием я впервые в жизни заполучил тяжелейший приступ радикулита (жуткая зубная боль, но только в спине!). Особо следует отметить, что до этого у меня вообще никогда не бывало проблем с поясницей.
68
Конечно же, требуется серьёзное отношение к такой практике. Это значит, что заниматься надо по 30–50 минут два раза в день. Результат же обнаружится далеко не сразу. Потребуется от трёх до двенадцати месяцев ежедневных занятий (в зависимости от тяжести заболевания).
69
Понятие «центрированность» относится одновременно и к фокусировке внимания на данной зоне, и к наибольшей её стимуляции во время мышечного втягивания.
70
Здесь и далее цитируется по книге С. Грофа «Путешествие в поисках себя».
71
Китайский термин. Так называется верхняя часть позвоночника (переходная зона от грудных позвонков к шейным). В русском языке Кругу Жизни соответствует понятие «загривок». — В.К.
72
Так принято говорить. Однако на самом деле, речь идёт не о мудрости тела, а о глубинной мудрости духовного начала, скрытого за теми грубоматериальными оболочками, с которыми мы ошибочно себя отождествляем.
73
На самом деле, не существует отдельно чисто медитативных эффектов и чисто энергетических эффектов. То и другое, воздействие на энергетику и воздействие на психику, всегда происходит одновременно. Сознание человека имеет как свои энергетические, так и свои информационные аспекты, разделение которых, с одной стороны, вполне целесообразно, с другой — в высшей степени условно. По этой причине в своей книге, для обозначения методов и средств духовного развития, я всегда стараюсь использовать общий и более адекватный термин — энергомедитативная практика.
74
При повышенной эмоциональной возбудимости Тай-цзи успокаивает, а при состоянии вялости и сонливости, напротив, активизирует.
75
Конечно, для того, чтобы Тай-цзи могло применяться как реальное искусство самозащиты требуется серьёзное обучение у компетентного наставника. В наше время очень редко можно встретить учителей Тай-цзи, которые владеют им как высокоэффективным боевым искусством.
76
В результате успешной практики сосредоточения на нижнем Дань-Тяне, Цзян Вэйцяо открыл микрокосмическую орбиту и тем самым добился полного излечения от тяжёлой болезни.
77
Всюду в этом тексте речь идёт об энергетической вибрации, то есть о потоке жизненной энергии-праны. — В.К.
78
Здесь и далее цитируется по книге «Секреты китайской медитации», автор-составитель Лу Куан Юй, он же Чарльз Лук.
79
Сиддхасана (половинная поза лотоса) — классическая медитативная поза, сидя на полу со скрещёнными ногами.
80
Я считаю, что занятия эзотерикой требуют значительно большей строгости и трезвости, чем занятия точными науками. Один из важнейших принципов состоит в том, чтобы быть очень критичным и недоверчивым к содержимому собственного сознания. Нельзя, как это делают многие наивные люди, слишком всерьёз принимать то, что «вступает в голову».
81
Автор является практическим психологом, использующим арсенал методов энергомедитативной практики для оздоровления и духовного развития, а также специалистом по кризисной психотерапии (снятие психологических травм, выведение из кризиса и т. п.).
82
Цзиньсян Чжао. Китайский цигун, стиль «Парящий Журавль»
83
Кстати, в другом классическом трактате — в «Гхеранда-Самхите», в отличие от Йога-Сутры даётся не восьмичастная садхана, а семичастная: 1. Шат-карма (шесть очистительных действий); 2. Асаны; 3. Мудры; 4. Пратьяхара; 5. Пранаяма; 6. Дхиана; 7. Самадхи. Как видим, такого рода подразделение йогической Садханы на составные части, на самом деле, достаточно условно и вариативно. Так что вряд ли следует фетишизировать принцип Аштанга (восьмичастной йоги) и придавать ему абсолютный характер.
84
В оригинале слово «асана» приводится в единственном числе. Патанджали интересует именно медитативная асана, что же касается конкретных асан Хатха-йоги, то в Йога-сутре о них вообще не упоминается.
85
Цитирую (в собственном переводе) фундаментальную работу индийского автора I.K.Taimni "The Science of Yoga", имеющую подзаголовок "The Yoga Sutras of Patanjali in Sanskrit with Transliteration in Roman, Translation in English and Commentary".
86
Конечно же, это не исключает описание процесса развития сознания в ходе йогической практики. Например, практика медитации-сосредоточения (Самьяма) проходит несколько последовательных стадий развития, от низшей (Дхарана), к средней (Дхиана) и, наконец, к высшей (Самадхи) с чёткими критериями их различения.
87
Термин «трофотропный» происходит от греческих слов trophe-питание и tropos — направление. В физиологии под трофотропными процессами понимается «приходная» (в отличие от «расходной») сторона обмена веществ. Это процессы, обеспечивающие питание, необходимое для восстановления и для развития. Трофотропный — полная противоположность энергорастратным и истощающим процессам и эффектам.
88
Психологическое обозрение, 1998 г.
89
В Йога-сутре Патанджали весьма чётко указывается, что 6-я, 7-я и 8-я со-ставные части йогической Садханы относятся к Самьяме, то есть к медитации-сосредоточения (она же — Сабиджа-самадхи). Там же указывается, что существует практика более высокого уровня. Такой наивысшей практикой, согласно Йога Сутре, является Нирбиджа-самадхи или, в нашей терминологии, медитация-осознание.
90
Психиатрический термин, означающий сверхценную идею, то есть идею, имеющую чрезмерную, неадекватно большую значимость.
91
Вопрос о том, что считать правильным питанием, всегда был и по сей день остаётся весьма спорным. На мой взгляд, к всевозможным концептуальным диетам всегда следует относиться с определённой настороженностью.
92
Хатха-йога Прадипика, Гхеранда-Самхита, Шива-Самхита.
93
Это в том случае, если Пранаяма является основным методом. Если же основной практикой является медитация, то вполне допустимо вводное дыхание по 5-10 минут перед началом длительного периода медитации.
94
Согласно этому многолетнему опыту работы с людьми, я убедился, что цигун-терапия по своей результативности намного сильнее, нежели йоготерапия.
95
Ци — по-китайски означает жизненная энергия, а слово гун — работа. Таким образом, цигундословно переводится как работа с жизненной энергией.
96
Гопи Кришна «Кундалини. Эволюционная энергия в человеке»
97
Это в полной мере относится и к христианству. Вспомним знаменитую фразу Эрнеста Ренана: «Христианство — это успешно развившаяся ессейская ересь в иудаизме». Само слово ересь первоначально не имело ругательного смысла. На древнегреческом языке оно означало «особое учение» и не более того. Это относится и к буддизму, выросшему на индуистской почве, но, при этом отвергающему основные постулаты индуизма.
98
Ярким тому примером является американский образ жизни и американские ценности, которые всему миру навязываются как образец для подражания.
99
Виктор Бойко — это современный учитель Йоги, проживающий в Москве, но хорошо известный не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Это весьма серьёзный практик с тридцатилетним стажем занятий Хатха-йогой. Проводит множество семинаров в различных городах России и за рубежом, имеет множество учеников-последователей и самый посещаемый Интернет-сайт по йоге (в России). Автор двух солидных монографий по Хатха-йоге.
100
Бойко В. Материалы Интернет-сайта.
101
Бойко В. «Йога. Искусство коммуникации».
102
Гопи Кришна «Кундалини. Эволюционная энергия в человеке»
103
Это никоим образом не означает отрицания необходимости и полезности областей знания, возникших на стыке разных наук, таких дисциплин, как биохимия или биофизика.
104
Чандра, санскр. Луна, Сурья — Солнце. Луне соответствует левая ноздря, а Солнцу — правая.
105
Терминология «даосский» и «обратный» режимы энергоциркуляции введена мною и впервые использована в моей книге «Два противоположных режима циркуляции жизненной энергии — даосский и обратный» (Санкт-Петербург, 1993 год). В классической китайской биоэнергетике выделяются не два, а три различных режима энергетической циркуляции: Путь Огня, соответствующийдаосскому кругув моей терминологии; Путь Ветра, соответствующийобратному кругу, и, наконец, Путь Воды, который, при ближайшем рассмотрении оказывается разновидностью даосского круга и таким образом представляет собою явное излишество. Более подробно мы об этом поговорим в следующем разделе. — В.К.
106
Конечно же, я имею в виду 2–3 базовых метода, на которые должно отводиться львиное время практики. Количество вспомогательных методов (асаны, вьяям, самомассаж, очистительные процедуры и т. д.) в принципе не ограничивается, при условии, что при этом не страдает основная практика (то есть второстепенные методы следует практиковать по принципу остаточности). К тому же требования к регулярности и объёму выполнения вспомогательных упражнений уже не такие строгие, как по отношению к главным методам практики.
107
Лама Анагарика Говинда «Творческая медитация и многомерное сознание».
108
Лама Анагарика Говинда «Основы тибетского мистицизма».
109
Корейская система лечения иглоукалыванием и прижиганием, в основе которой лежит воздействие на точки, расположенные на ладонной и тыльной поверхностях кистей рук, а также на стопах.
110
Семёрка вообще очень популярное число, поскольку представляет собою стандартную психологическую константу — объём кратковременной памяти, который равен 7 + 2 информационных единицы. Например, если бросить на стол 15–20 различных мелких предметов, а затем попросить испытуемого посмотреть на них и запомнить как можно больше, то окажется, что преобладающее большинство испытуемых смогут запомнить именно 7 + 2 предмета. Отсюда и возникает естественная тенденция подразделять различные объекты именно на 7 групп. Отсюда 7 цветов в радуге, 7 нот в гамме, 7 дней в неделе. Отсюда и многочисленные пословицы и выражения типа «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Семь пядей во лбу», «У семи нянек дитя без глаза» и т. д.
111
Метод самовопрошания «кто Я?» Рамана Махарши, несомненно, является весьма эффективным для избавления от повышенной тревожности и лечения широкого спектра навязчивых страхов (фобий).
112
Священная гора, у подножия которой жил Рамана Махарши и где сейчас находится его ашрам.
113
Попутно замечу, что, согласно моим представлениям, состояние энергетики и кровообращения (что тесно взаимосвязано) правой стороны головы — отражает общее энергетическое развитие человека, а состояние левой стороны головы — его информационное развитие (включая как интеллект, так и мудрость-праджню).
114
Билатеральная двойственность — относящаяся к разбалансу между правой и левой сторонами тела.
115
Будет неправильным полагать, что проблемы левой стороны у Рамана Махарши сводились только к физическому здоровью (раковая опухоль на левой руке). На самом деле, столь ярко выраженная энергетическая патология левой стороны головы всегда сочетается с серьёзными проблемами на психоэмоциональном, личностном и духовном уровне, прежде всего, относящимися к информационному развитию личности.
116
Реализация кольца осознанности означает и одновременную реализацию сферы осознанности. Это наивысшее духовное достижение означает качественный скачок в развитии как внешнего, так и внутреннего осознания.
117
Эрнст Лотар Гоффман — буддийский монах, европеец по происхождению.
118
«Основы тибетского мистицизма».
119
«Электропунктурная рефлексотерапия».
120
«Впервые эта ошибка классической теории была замечена Л.Б.Лидер, которой мы и обязаны её исправлением.
121
Точная топография отдельных каналов и их чакрамов здесь будет излишней. Она будет уместной только при изложении специальной биоэнергетической теории.
122
Кем-то из эзотериков весьма метко сказано: «Импотент не войдёт в царство Божие».
123
Кратковременное голодание (1–3 дня) вполне можно проводить и на даосском круге. Иное дело — длительное голодание.
124
Исключением является лобный центр, расположенный в середине лба выше линии бровей и относящийся к даосскому кругу. Не следует его путать с центром межбровья (Аджна-чакрой), относящимся к обратному кругу.
125
Лу-Куан-Юй «Секреты китайской медитации».
126
В переводе с китайского У-Цзи означает «Стойка Беспредельности».
127
Напомню читателю суть основного различия между естественным и парадоксальным типами дыхания. При естественном дыхании на вдохе живот расширяется и выпячивается, а на выдохе — втягивается. При парадоксальном дыхании, наоборот, на вдохе живот (нижняя часть живота) втягивается, а на выдохе — расслабляется и выпячивается. В китайском цигун естественное дыхание также называется буддийским, а парадоксальное — даосским.
128
Неологизм автора. Вяхлость = вялость + дохлость.
129
Мы не должны забывать, что противоположная истина также имеет право на существование, но уже в другом контексте. Жизнь — это сбалансированность мягкого и жёсткого. И то, и другое совершенно необходимо. Иногда вредит чрезмерная жёсткость, а иногда — чрезмерная гибкость.
130
Ещё раз напоминаю читателю, что речь идёт о 50-ти минутах непрерывной практики одного и того же метода.
131
Редким методическим исключением является буддийская школа Тянь-Тай, в которой считается необходимой параллельная практика двух базовых методов — чжи(медитация сосредоточение) и гуань(медитация-самонаблюдение).
132
Притча даётся в моём вольном пересказе — В.К.
133
Напоминаю читателю, что для меня метод — это неразрывное единство внешней техники и внутренней техники, внешней (телесной) формы и внутреннего (медитативного) содержания.
134
К сожалению, практикуемый во время сэссин (дзэнского энергомедитативного марафона) методический вариант, на мой взгляд, является непродуктивным из-за ошибочного временного расклада. Как пишет современный японский наставник Косе Утаяма-роси в книге «Путь к себе: реальность дзадзэн»: «Во время сэссин мы практикуем десятиминутный кинхин через каждые 15 минут дзадзэн». Конечно же, это методически неверно. Пятнадцати минут сидячей медитации явно недостаточно. Для успешной практики необходимо сидение в дзадзэн в течение 30–50 минут, после чего можно переходить к медитативному хождению (кинхин) в течение 10–15 минут.
Таким образом, в современном дзэн-буддизме, по крайней мере в том его варианте, который предлагается Утаяма-роси и многими другими учителями, — один методический принцип соблюдается, а другой (определяющий оптимальное время практики) — явно нарушается. Такая практика никоим образом не может быть эффективной.
135
Согласно древнему мифу, царь Сизиф провинился перед богами, которые осудили его бесконечно вкатывать тяжёлый камень на гору. У самой вершины камень вырывался из его рук и скатывался вниз. Отсюда и пошло крылатое выражение «сизифов труд», означающее нескончаемую и бесплодную работу.
136
Экстенсивный (от лат. extensivus — расширяющий, удлиняющий) — противоположность интенсивному. При экстенсивном подходе ставка делается не на информационное, а на чисто силовое решение любых проблем, не на качество, а на количество. В политике, экономике и военном деле экстенсивный подход основан на убеждении, что для обеспечения успеха вполне достаточным является хорошее финансирование, мобилизация больших материальных и людских ресурсов. При этом недооценивается важность информационного обеспечения деятельности, которое большей частью сводится к простой информированности. Между тем, она далеко не так важна, как способность к целостному и высокоадекватному видению ситуации. Вот почему никакие компьютеры, никакие информационные технологии не в состоянии заменить человека, обладающего интуитивной Мудростью-Праджней.
137
Это санскритское слово очень часто произносят неправильно, с ударением на второй слог. На самом деле, здесь ударение падает на первый слог. Не асана, но асана.
138
Ранее (в главе по медитации-самонаблюдения), я уже достаточно подробно говорил об условиях успешной медитации, в частности об этих установочных формулах.
139
Ирландская пословица.
140
Авторский неологизм. «Симпл» — по-английски означает «простой», «асана» на санскрите — позиция тела. Совместно это означает «простая поза»
141
Удивительное дело! Столько существует книг по Хатха-йоге, однако ни в одной из них нет указаний на то, что попеременное дыхание (наиважнейшая йогическая Пранаяма!) приводит к перегрузу по каналу сердца и что оно полностью противопоказано людям, имеющим проблемы с сердцем. На мой взгляд, это явный признак деградации современной Хатха-йоги.
142
Как и многие другие упражнения, приведенные в этой книге, освобождение плеч разработано самим автором и не является заимствованным из каких-либо оздоровительных систем.
143
Название позы, хотя и выдержано в китайском стиле, принадлежит автору и не заимствовано из какой-либо традиционной оздоровительной системы — В.К.
144
«Цигун: история, теория, практика». Ma Цзижень, М.М.Богачихин. София, Москва, 2003 г.
145
Кстати, знаменитый святой и чудотворец Серафим Саровский фактически практиковал одну из форм столбового стояния. Он мог часами неподвижно стоять на камне, с руками, сложенными на груди (позиция «Намастэ») и непрестанно творить при этом молитву.
146
Зоны надплечий расположены выше плечевых суставов, там, где военные носят погоны.
147
Пространство, расположенное сверху (над головой) опущено совершенно сознательно, поскольку включение сознания в верхнее пространство не совместимо с даосским режимом циркуляции жизненной энергии.
148
Мои критические замечания никоим образом не означают отрицательного отношения к книге Питера Кэлдера «Око возрождения». Напротив, я её считаю замечательной, вдохновляющей на работу над собой и настоятельно рекомендую с ней ознакомиться. — В.К.
149
Предупреждение. Холодная вода не даст такого эффекта. Утреннее питьё холодной воды воздействует не столько на почки, сколько на кишечник. Простейшее и, в то же самое время, весьма эффективное средство против хронических запоров — это стакан чистой прохладной воды, который следует выпивать натощак, в утреннее время.
150
Авторский неологизм. «Симпл» — по англ. означает — простой, простая; асана на санскрите — позиция тела, поза.
151
Эта техника не является классической. Она разработана мною специально для дыхания обратного круга (В.К.).
152
Для полноты картины замечу, что нарушения энергетического баланса между передней и задней поверхностью головы может быть и противоположного типа, с хроническим выбросом энергии из области глаз. Наконец, подобные энергетические разбалансы могут иметь место и для грудной клетки (грудь — верхняя часть спины) и для нижней части тела (живот — поясница). Каждому из этих разбалансов соответствует своя разновидность соматической и психической патологии.
153
Зоны надплечий расположены выше плечевых суставов, там, где военные носят погоны.