Продавец сладостей. Рассказы. «В следующее воскресенье». «Боги, демоны и другие» (примечания)

Шрифт
Интервал

стр.

1

На русском языке роман вышел под названием «Святой Раджу», М., 1961.

2

Тамили — родной язык Нарайана.

3

Интересной в этом смысле параллелью роману служит книга путевых заметок Нарайана «Дневник без дат» (1960), в которой он рассказывает о своей поездке в Америку. (См. отрывки из этой книги, опубликованные в сборнике «Писатель и современность», М., «Прогресс», 1973 г.)

4

«Бхагавадгита» — глава древнеиндийской эпической поэмы «Махабхарата».

5

Рассказы и эссе Р. К. Нарайана в электронном формате представлены отдельными файлами.

6

Сладости в форме шариков, приготовляемые из рисовой муки, молока и сахара. — Здесь и далее примечания переводчика.

7

Легендарный мудрец, живший по преданию в VI–VII веках, автор санскритского трактата о театре.

8

Богиня наук и искусств.

9

«Панчатантра» (санскритск. — пятикнижие) — знаменитый сборник индийских сказок, басен, притч и изречений, сложившихся в Индии в первых веках нашей эры.

10

Мифический индийский поэт; предание считает его первым индийским поэтом и автором первоначального варианта «Рамаяны».

11

Ганеша — один из богов индуистского пантеона, изображается обычно с головой слона. Согласно верованиям индусов, предотвращает несчастья.

12

Шастры — веды, пураны, философские и другие древнеиндийские трактаты по различным отраслям знаний.

13

Веды — древнейший памятник индийской литературы, относящийся к концу второго — началу первого тысячелетия до н. э.

14

Саит — так на юге Индии называют пришельцев с севера, особенно дельцов.

15

«Упанишады» — древнеиндийские философские трактаты.

16

Пураны — эпические поэмы, возникшие, по-видимому, в IV–XIV вв. н. э. и почитаемые священными книгами индуизма.

17

Небольшое деревце, выращиваемое во дворе каждого индусского дома. Оно почитается как воплощение богини, перед ним на рассвете молятся женщины семейства.

18

Обрядовые индуистские формулы или заклинания.

19

Желтая нить, которую жених завязывает невесте на шее во время обряда бракосочетания; она носит ее всю жизнь.

20

Недобросовестность, злой умысел (лат.).

21

Наркотик, приготовляемый из индийской конопли, разновидность гашиша.

22

Праздник урожая, отмечается в январе.

23

Калиюга — железный век (последний из четырех мировых периодов; согласно Пуранам, начался за 3102 года до н. э. и продлится 432 000 лет).

24

Аватара — в индийской мифологии воплощение божества.

25

Вина — индийский струнный инструмент.

26

Субхас Бос (1897–1946 гг.) — деятель национально-освободительного движения Индии.

27

Уоррен Хейстингс — генерал-губернатор Бенгалии в 1774–1785 гг.

28

Речь идет о восстании сипаев в 1857–1859 гг.

29

Айя — няня.

30

Гопи — пастушки.

31

Популярный комический персонаж южноиндийского фольклора.

32

33-й сонет, перевод С. Я. Маршака.

33

Тика — красный кружочек, рисуемый на лбу замужней женщины.

34

Ванамахотсава — программа лесонасаждений, осуществляемая в сезон дождей.

35

Мудрец, обладающий совершенным знанием и занимающий высокий духовный сан.

36

Один из великих мудрецов, которому были открыты дороги во все миры; благодаря своему необыкновенному уму и проницательности он пользовался любовью и уважением всех богов и людей.

37

В одном из предыдущих воплощений Парвати была женой Шивы, и тогда ее звали Сати. Ее отец устроил большой праздник с богатыми жертвоприношениями и пригласил богов из многих миров. На небе собрались почетные гости, которые съехались на праздник каждый в своей колеснице. Среди них не было только Шивы и его жены, не получивших приглашения. Но Шива поддался уговорам Сати и все-таки явился к тестю, который жестоко оскорбил его. Сати не могла перенести такого унижения, бросилась в костер и погибла.

38

Ашрама — обитель отшельников.

39

Сваямвара — обряд выбора жениха самой невестой.

40

В широком смысле слова дхарма — это высший кодекс морали, которому человек подчиняет свои мысли, слова и поступки. Этим словом обозначаются, кроме того, такие понятия, как долг и честь со всеми оттенками их значений. Зло происходит оттого, что человек уклоняется от пути, указанного дхармой. Непреходящее значение дхармы подчеркивается во всех рассказах и притчах. У разных людей дхармы тоже разные, они меняются в зависимости от социального положения и умственных способностей индивидуума, но та или иная дхарма есть у каждого, будь он царем или членом низшей касты, и каждый должен строить свою жизнь сообразно своей дхарме.


стр.

Похожие книги