Повседневная жизнь Древней Руси (примечания)
1
Неограниченный доступ на сайте ИРЛИ РАН: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070
2
Лаврентьевская и Ипатьевская летописи в оригиналах опубликованы в 1-м и 2-м томах Полного собрания русских летописей (далее: ПСРЛ; всего число томов перевалило за 40). См.: Лаврентьевская летопись: ПСРЛ. Т. 1. СПб., 1846 (переизд.: 1872; 1897; 2-е изд.: Л., 1926–1928. Вып. 1–3; М., 1997, 2001); Ипатьевская летопись: ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1843; 1908; Пг., 1923; М., 1962; 1998, 2001. Текст и перевод «Повести» по Лаврентьевскому списку: Повесть временных лет. Ч. 1–2. Текст и перевод / Пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. М.; А., 1950 (2-е изд.: СПб., 1999); Текст и перевод «Повести» по Ипатьевскому списку: Повесть временных лет / Подг. текста, пер. и коммент. О. В. Творогов // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: XI–XII вв. СПб., 1997. Перевод всей Лаврентьевской летописи: Повесть временных лет / Вступ. ст. и пер. А. Г. Кузьмина. М.: Родная страна, 2014. Оригинальные тексты и переводы есть в Интернете.
3
«Росами» русских называли с древнейших времен греки; в наших же источниках везде говорилось «русы» и «русь». От греческого прочтения нашего имени, считавшегося торжественным и ученым, со временем появилось название государства. См.: Клосс Б. М. О происхождении названия «Россия». М., 2012.
4
ПСРЛ. Т. 3. СПб., 1841; Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку. СПб., 1888; Новгородская первая летопись старшего и младшего извода / Подг. А. Н. Насонов; под ред. М. Н. Тихомирова. М.; Л., 1950. Переизд. с предисл. Б. М. Клосса: ПСРЛ. Т. 3. М., 2000; Новгородская Первая летопись. Берлинский список / Предисл. А. В. Майорова. СПб., 2010.
5
Факсимильные издания: Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку. СПб., 1875; Новгородская харатейная летопись / Под ред. М. Н. Тихомирова. М., 1964.
6
Буквально: «Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойди, княже, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы».
7
Древнерусские выражения даны в книге в научных переводах. В оригинале: «бе бо детеск».
8
В оригинале: «Князь уже почал; потягнем, дружина, и мы по князе».
9
В данной книге текст с переводом Д. С. Лихачева цитируется мною, с уточнением перевода, по Лаврентьевскому списку (Повесть временных лет. М.; Л., 1950) и Ипатьевскому списку (напечатан в ПСРЛ без перевода; любителям древнерусской книжности рекомендую издание Пушкинского Лома в переводе О. В. Творогова: Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 1).
10
На основе Новгородской I летописи. М. Н. Тихомиров (см. ниже) привлек к реконструкции протографа еще один текст: Устюжский летописный свод / Подг. К. Н. Сербина. М.; Л., 1950.
11
Шахматов Л. Л. Повесть временных лет. Т. 1. Пг., 1916. Текст Начального свода выделен шрифтом. Его перевод: Начальная летопись / Подг. С. В. Алексеев. М., 1999.
12
Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб., 1997.
13
Начальная летопись. С. 10–11.
14
Точная дата содержится в византийской хронике императоров, созданной на рубеже IX–X вв., — Брюссельском кодексе. О Михаиле там сказано: «В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены» (Шрайнер П. Miscellanea Byzantino-Russica // Византийский временник. 1991. Т. 52. С. 153).
15
Гомилии неоднократно публиковались. См.: Кузенков П. В. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Окружное послание // Альфа и Омега. 1999. № 3 (21). С. 85–102; он же. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000. М., 2003. С. 15–84; Бибиков М. В. Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. СПб., 1999; и др.
16
Подробно см.: Бибиков М. В. «Племя неведомое, племя бесчисленное, племя от края земли»: Имя Руси в византийской традиции IX — сер. X вв. //он же. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. Т. 1. Гл. 2. Тексты переводов: Там же. Т. II. М., 2009.
17
Житие св. Георгия Амастридского см.: Васильевский В. Г. Труды. Пг., 1915. Т. 3. С. 1–71.
18
Подробно: Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Л., 1966–1971. Вып. 1–3 (переизд.: М., 2006); он же. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX–XIII вв. Л., 1973 (переизд.: М., 2006).
19
Поморяне, лютичи и бодричи со временем были покорены и ассимилированы немцами. У словен и кривичей, пришедших на земли, где их увидел Никон Великий, с прибалтийского запада в VIII в., воспоминания о жизни до появления Рюриковичей не могли быть зафиксированы в письменности, почти полностью принадлежавшей официальной, поддерживаемой князьями Церкви.
20
Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.): Тексты, перевод, комментарий. Вып. 2. М., 1994. С. 61, 73.
21
Богданов А. П. Александр Невский. М., 2009. С. 184.
22
Кирпичников А. Н. Ладога и Ладожская земля VIII–XIII вв. // Историко-археологическое изучение Древней Руси: Итоги и основные проблемы. Славяно-русские древности. Вып. I. Л., 1988.
23
Кирпичников А. Н. Государственной России — 1150! // Родина. 2012. № 9. С. 23.
24
Кирпичников А. Н. Ладога и Ладожская земля VIII–XIII вв. С. 41.
25
Дук Д. Полоцк — 1150. Истоки государственности на белорусских землях // Родина. 2012. № 9. С. 67.
26
Седов В. В. Изборск в VIII–X вв. // Новое в археологии Прибалтики и соседних территорий. Таллин, 1985. С. 119–128. Удревнение города на полстолетия, к началу IX в., основано на новейших находках археологов.
27
Носов Е. У истоков Руси и Новгорода // Родина. 2012. № 9. С. 40–43.
28
Римберт. Житие святого Ансгария // Из ранней истории шведского народа и государства. Первые описания и законы. М., 1997.
29
Кирпичников А. Н. Ладога и Ладожская земля VIII–XIII вв. С. 48–49.
30
Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. 2. М., 2001. С. 14.
31
Тихомиров М. Н. Происхождение названий «Русь» и «Русская земля» // он же. Русское летописание. М., 1979. С. 22–45.
32
Начальная летопись. С. 12. Далее цитирую этот текст с моими поправками к переводу, сделанными по оригиналу.
33
Я поставил здесь запятую: «варяги, словене», — однако можно прочесть и по-иному: «варяги словене», т. е. морские разбойники из племени словен.
34
Что они первые, сказано в начале летописного свода: «Первее начали княжить в Киеве Дир и Аскольд, одно княжение. A после них Олег» (Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. 2. С. 2).
35
О договорах и обстоятельствах их заключения подробно: Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1989.
36
См. параллельный текст Ипатьевской и Лаврентьевской (ее варианты в скобках) летописей: Никитин А. Л. Текстология русских летописей XI — начала XIV вв. Вып. 1: Киево-печерское летописание до 1112 г. М., 2006. С. 50.
37
Никитин А. Л. Текстология… С. 67–68.
38
По Лаврентьевской летописи. В Ипатьевской: «от Олега, великого князя русского, и от всех кто под рукою его светлых бояр», далее одинаково. См.: Никитин А. Л. Текстология… С. 50.
39
«Посланнии от Игоря, великаго князя руского, и от всея (всякоя) княжья, и от всех людий Руское земли (Руския земля)».
40
«Налезли», в данном случае — пришли с войском, совершили нашествие. Дружина Игоря и Олега шла по давно проторенному русами Днепровскому водному пути, от озера Ильмень вверх по Ловати, с переволоками в Западную Двину и с нее в Днепр.
41
В летописи «скедий», от греческого σχεδιη, σχεδια — «легкое судно».
42
Отсюда и несусветное количество русских кораблей — меньшим числом, по мнению греков, было просто неприлично атаковать Царьград. Подробно: Половой Н. Я. К вопросу о первом походе Игоря против Византии (сравнительный анализ русских и византийских источников) // Византийский временник. 1961. Т. 18. С. 85–104.
43
Никитин А. Л. Текстология… С. 42.
44
Почему Киев, мужского рода, назван «матерью», понять невозможно. Если не вспомнить, что первым городом Руси выступает Старая Ладога, куда Олег и ушел после его приключений, а киевские летописцы упорно старались передать полянам первенство во всем, даже в праве называться русью.
45
Ср. список послов в приведенном в «Повести временных лет» далее договоре с греками 911 г.: «Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Лктеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид» (Никитин А. Л. Текстология… С. 48, 50).
46
Никитин А. Л. Текстология… С. 70.
47
«И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим» — так завершает «Повесть временных лет» рассказ об обращении Империи ромеев в русское подданство, не упоминая о доставке в Киев огромного выкупа в серебре.
48
Продуктовое месячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов. Для послов оно было бессрочным, сколько требуют переговоры, для купцов ограничивалось шестью месяцами.
49
Эти статьи являются вольным пересказом договоров руси с греками 911 и 944 гг., помещенных в «Повести временных лет» далее.
50
См. подробно: Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси.
51
«Формула договора 911 г. — "равно другаго свещания" — аутентичный экземпляр, дубликат официального актового текста. "По первому убо слову" — обычное греческое вступление документов; "суть яко понеже" сопоставимо с аналогичной фразой известного византийско-персидского мира 562 г.», — пишет известный византинист. В то же время текст договора, приведенный на славянском языке в «Повести временных лет», содержит невозможное в греческом церемониале титулование василевса более низким титулом «цесарь», именует ромеев «греками» и имеет иные отступления от византийской практики. См.: Бибиков М. В. Русь в византийской дипломатии: договоры Руси с греками X в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1 (19). С. 5–15.
52
Бибиков М. В. Русь в византийской дипломатии. С. 7–9.
53
Рассказ Лиутпранда: Лиутпранд Кремонский. Антаподосис; Книга об Отгоне; Отчет о посольстве в Константинополь / Пер. с лат. и коммент. И. В. Дьяконова. М., 2006. Антаподосис 5, XV.
54
Хеландия (лат. Сbelandium) — в арабских источниках шаланда (аsb-sbalandiya), вместительный глубоко сидящий транспортный и боевой корабль с заостренным носом и кормой, с небольшой кормовой надстройкой, большим парусом и гребными веслами, служившими для маневрирования.
55
Дромон в это время — небольшое быстроходное судно с косым латинским парусом и одним рядом весел. Триера — крупное парусно-гребное судно с тремя рядами весел.
56
Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. С. 147–148; Половой Н. Я. К вопросу о первом походе Игоря против Византии… С. 85–104. Ср.: Веселовский А. Н. Видение Василия Нового о походе русских на Византию в 941 г. // Журнал Министерства народного просвещения. 1891. Ч. 261. С. 85. Цит. по: Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей / Пер., ст., коммент. Я. Н. Любарского. СПб., 1992. Кн. VI. Царствование Романа, 39.
57
Семенов И. Г. К интерпретации сообщения «Кембриджского Анонима» о походах Хельгу, царя Русии // Хазары. Второй международный коллоквиум. Тезисы. М., 2002.
58
Якубовский А. Ю. Ибн-Мискавейх о походе русов в Бердаа в 943–944 гг. // Византийский временник. Л., 1926. Т. 24; и др.
59
В контексте составленной в начале XIII в. «Повести временных лет» это дань 907 г., полученная героическим завоевателем в Царьграде. В свете современного событиям иудейско-хазарского письма — плата Олегу за защиту Крыма от хазар.
60
Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. Кн. VI. Царствование Романа, 39.
61
Лев Диакон. История. М., 1988. Кн. VI, 10. С. 57.
62
Тихомиров М. Н. Начало русской историографии // он же. Русское летописание. М., 1979. С. 57–66 (ранее: Вопросы истории. 1960. № 5).
63
Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908; он же. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв. М.; Л., 1938 (обе книги переизданы в одном томе: Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. М., 2001).
64
Черепнин Л. В. «Повесть временных лет», ее редакции и предшествующие ей летописные своды // Исторические записки. М., 1949. Т. 25. С. 293–333.
65
Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 35–172; он же. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. 2-е изд. М., 1979. С. 46–140; и др.
66
Интересно, что двое из них были выдающимися филологами (А. А. Шахматов, Д. С. Лихачев), а двое — крупнейшими историками-источниковедами (М. Н. Тихомиров и А. В. Черепнин). С Лихачевым и Черепниным мне посчастливилось сотрудничать, у учеников Тихомирова я учился.
67
В текстологической парадигме Шахматова работали крупнейшие летописеведы: М. Д. Присёлков, Д. С. Лихачев, Л. В. Черепнин, М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков, А. Н. Насонов, М. X. Алешковский, О. В. Творогов, Я. С. Лурье, Б. М. Клосс и Ар. Сомнения в существовании Начального свода как предшествующего «Повести временных лет» высказывали В. М. Истрин в 1920-х и А. Г. Кузьмин в 1960–1970-х гг., причем последний отвергал метод системного анализа сводов, честно поставив во главу угла принцип удобства историка (которым пользуются многие).
68
Текст: Литаврин Г. Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь. Проблема источников // Византийский временник. 1981. Т. 42. С. 42–44.
69
Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI вв.: Тексты, перевод, комментарий. М., 1993. С. 114. Это сообщение повторил в XII в. хронист Иоанн Зонара: Бибиков М. В. Византийские источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2000. С. 118 и след.
70
Исчерпывающе: Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. С. 260–292.
71
Константин Багрянородный об управлении империей. М., 1991. С. 44/45 (текст и перевод).
72
Лев Диакон. История. С. 57.
73
Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в. М., Иерусалим. 1997. С. 134–142 (текст Кембриджского документа).
74
Сообщение Хроники продолжателя Регинона повторили многие хронисты X–XI вв., причем уже Титмар Мерзебургский исправил «ругов» на «Русь». См.: Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. С. 261; Назаренко Л. В. Немецкие латиноязычные источники… С. 107–109. Взошедший к этому времени на престол император Роман царевичем присутствовал за столом на приеме Ольги своим отцом Константином.
75
Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. Возможные упоминания набега начала X в. видят и в трудах императора Льва VI по военному делу: Бибиков М. В. Византийские источники. С. 114–115.
76
Коновалова И. Г. Восточные источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2000. С. 221–225.
77
Обычно ссылаются на Житие Василия Нового (Вилинский С. Житие св. Василия Нового в русской литературе. Одесса, 1913. Ч. 1–2. Исследование и тексты), датируя его первый русский перевод по использованию в статье 941 г. в «Повести временных лет». Это удобное для филологов построение источниковедчески излишне, так как все характерные детали приведены Симеоном Логофетом в «Русском Амартоле».
78
См. Хронику Георгия Амартола, продолженную в X в. (до 948 г.) Симеоном Логофетом: Истрин В. М. Книга временьныя и образныя Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Текст, исслед. и словарь. Т. 1–3. Пг., 1920–1930 (с греч. оригиналом). Подробно: Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. С. 48–59.
79
Это разъяснено: Сахаров А. Н. Рюрик, варяги и судьбы российской государственности // Сборник Русского исторического общества. № 8 (156). М., 2003. С. 17.
80
См.: Новосельцев А. П. Восточные источники о славянах и Руси в VI–IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965; Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XI–XIII вв. М., 1982. С. 284–294.
81
Носов Е. Н. Новгород и новгородская округа IX–X вв. в свете новейших археологических данных (к вопросу о возникновении Новгорода) // Новгородский исторический сборник. 1984. Вып. 2 (12). С. 3–38; и др.
82
Никитин А. Л. Текстология… С. 48.
83
«Память и похвала мниха Иакова»: Срезневский В. Мусин-Пушкинский сборник 1414 г. СПб., 1893.
84
Истрин В. М. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе.
85
Возможно, в этот сезон Игорь и не пустил Свенельда в полюдье к древлянам. Но рассказ Древнейшего сказания о том, что тот «брал», а дружина Игоря заявила: «Дал ты одному мужу много», прямо продолжался словами, что «отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги», в статье о походе Игоря под 945 г.: разрыв вставкой «лет» был учинен в Начальной летописи (Тихомиров М. Н. Указ. соч. С. 57).
86
Представление о регулярности походов княжеских дружин за портами и пропитанием, «кружения», идущее от трактата Константина Багрянородного, отражает византийский государственный, а не княжеский разбойный подход, хорошо показанный в Древнейшем сказании.
87
Бандой в Восточной Римской империи именовали отряд со своей хоругвью (лат. «bandum» — знамя). Банда во времена княгини Ольги являлась основной боевой единицей империи.
88
«Аже лодью оукрадеть, то 60 кун (арабских серебряных дирхемов) продаже, а лодью лицемь воротити; а морьскую лодью 3 гривны (три слитка серебра или 75 кун), а за набойную лодью 2 гривны (т. е. 50 кун), за челн 20 кун, а за струг гривна (25 кун)».
89
Известный с XII до XVIII в. насад — речное плоскодонное судно изрядной грузоподъемности, вмещавшее и крепкую дружину, и большие грузы. Эту деревянную баржу с высокими бортами, но небольшой осадкой водили по рекам, особенно по Волге и Днепру выше порогов, на веслах, под парусом и с помощью бурлаков. В непогоду, как отмечают летописи, насад нередко сносило ветром. Крупные насады было невозможно поднять вверх по реке, и в низовьях их продавали на доски. Зато один большой насад мог перевозить сотни людей, не считая десятков тонн тяжелых и негабаритных грузов вроде леса.
90
Не осмеливаюсь противоречить атрибуции археологов, но до сих пор все найденные на Руси «долбленые суда» как две капли воды похожи на поилки для скота.
91
Петренко В. П. Работы Староладожской экспедиции // Археологические открытия. 1977 г. М., 1978. С. 28; он же. Раскоп на Варяжской улице (постройки и планировка) // Средневековая Ладога. Л., 1985. С. 112, 116.
92
Согласно Лаврентьевской летописи, князья «бьяхуться межи собою, ездяче в лодьях, не могшим же им (атакующим) что успети противу Кыеву. Бе бо изъхитим Изяслав лодье дивно: беша бо в ним гребьци гребуть невидимо, токмо весла видети, а человек бяше невидети. Бяхуть бо лодье покрыты досками; бяхуть же борци стояще горе во бронех и стреляюще, а кормника 2 беста, един на корме, а другыи на носе, и аможе хотяхуть, тамо поидяхуть, не обращающа лодьями». Потерпев поражение у Вышгорода, князь Юрий изменил направление атаки. Он не осмелился провести свои ладьи мимо Киева, откуда действовал флот Изяслава, и перебросил ладьи в Долобское озеро, оттуда доставил волоком в реку Золотчу и по ней в Днепр к Витичеву броду. Но даже в битве на самом броде («почаша битися в лодьях о бродъ») древоносные ладьи Изяслава победили — т. е. подъем бортов или полная обшивка деревом не слишком углубили их осадку.
93
О знати других стран в Древней Руси могли сказать: «мужи царевы»: «приела к нему король мужа своего с полком боле тысящи» и т. п.
94
«С нею же кто свещавашесь», «с нею кто совещашася», — т. е. по согласию.
95
ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 143.
96
В Новгороде, Киеве, Чернигове, Смоленске, Полоцке, Галиче и других городах.
97
Ипатьевская летопись // ПСРЛ. Т. 2. Стб. 342.
98
Так было в Великом Новгороде, для которого создавалась «Русская правда» и где топор был таким же основным видом оружия, как копье на юге Руси, в Киеве или Чернигове.
99
Неспособность защитить «свою» женщину тогда, как и сейчас, означала гибель в бою или потерю статуса. С той разницей, что в X в. статус мужа, «настоящего мужчины», был социально определяющим.
100
Начальная летопись. С. 30.
101
Там же. С. 67.
102
Впрочем, и в более позднее время титул «княгиня» и даже «великая княгиня» (жена и вдова великого князя) не ограждал от насилия. По рассказу Московского летописца, в 1434 г. «князь Юрьи… город взят и великих княгинь поймав, посла в Звенигород».
103
Об этом трепете, переходящем в ужас, написал тонкий литературовед: Дёмин Л. С. Ужасное и саркастическое: женские загадки в древнерусской литературе XI–XIV вв. // Чтения по истории русской культуры. М., 2000. С. 83–95.
104
Цит. по: Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / Пер. и ком-мент. А. П. Ковалевского; под ред. И. Ю. Крачковского. М.; Л., 1939. Ср. издания: Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков, 1956; Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль. Казань, 1992.
105
Ибн-Фадлан не различает жен и наложниц, а женщин умершего знатного мужа именует «девушками», скорее всего за их молодость.
106
Треугольная палатка на деревянной основе найдена на женском погребальном корабле из Осеберга, у Осло-фьорда. Этот украшенный красивой резьбой корабль 21,6 на 5,1 м, на 30 гребцов, с останками старой и молодой женщин, похороненных в восточных шелках, с богатой утварью и даже павлином. Больше палаток в Скандинавии и на Руси не найдено.
107
По-моему, Ибн-Фадлан вновь выдает свои сексуальные фантазии за действительность. Описание умерщвления женщины тоже, скорее всего, сделано не очевидцем, если дело происходило в палатке. Убийство кинжалом при удушении избыточно.
108
Гедеонов С. А. Варяги и Русь. СПб., 1876. Ч. 1–2. Новое изд.: М., 2004.
109
Норманны — одно из скандинавских племен, даны, осевшие на северо-западе Франции, в Бретани, и завоевавшие затем Англию, Южную Италию и Сицилию, северный берег Африки и часть Греции.
110
Браун Ф. А. Разыскания в области гото-славянских отношений. СПб., 1890. С. 3.
111
Старков Я. М. Рассказы старого воина о Суворове. М., 1847. С. 212–218.
112
Процитированный отрывок из сочинения ибн Хордадбеха о купцах ар-Рус, его последователь Ибн ал-Факих, писавший около 903 г., как полагают, по более полной рукописи ибн Хордадбеха, чем имеется в нашем распоряжении, во всех известных списках относит к славянам: «Что касается славянских купцов, то они вывозят меха лисиц…» и т. п.; «И что касается славян, то они везут…»; наконец, просто: «Славяне едут к морю…» У более поздних авторов изначальное различение славян и руси и вовсе сглаживается, становясь темой для фантазий.
113
Подробно: Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI–IX вв.
114
Джаксон Т. Н. Аustr i Сörðum: древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. М., 2001. Гл. 3: Аustrverg — «Восточный путь» скандинавских викингов.
115
Клосс Б. М. О происхождении названия «Россия»; Богданов А. П. 1612. Рождение великой России. М., 2013.
116
См., напр.: Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985; он же. Погребальный обряд скандинавов эпохи викингов. Автореф. дис. канд. ист. наук. Л., 1972.
117
Находки украшений (шейных обручей-гривен, браслетов, колец и т. п.) в мужских захоронениях на Руси и в Скандинавии единичны. Воины и купцы уходили в иной мир только с дорогим оружием, статусными воинскими поясами и полезной утварью. Основная часть добытых ими драгоценных металлов оказывалась в виде украшений на их женщинах.
118
Седов В. В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 556. Далее цитируется этот фундаментальный труд.
119
Перхавко В. Б. Зарождение купечества на Руси // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1988. С. 87–88.
120
Трубачев О. Н. Б поисках единства: Взгляд филолога на проблему истоков Руси. М., 1992; 2-е изд.: М., 1997; 3-е изд.: М., 2005.
121
Начальная летопись. С. 17.
122
«Поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней, соорудив печи и обжегши в них кирпич, он (спафарокандидат Петрона Каматир) сделал из них здание крепости, изготовив известь из мелких речных ракушек», — написал Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей». О раскопках в Саркеле: Артамонов М. И. Саркел — Белая Вежа. Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Т. 1: Материалы и исследования по археологии СССР. № 62. 1958; он же. История хазар. Л., 1962; Плетнева С. А. Саркел и «шелковый» путь. Воронеж, 1996; и др.
123
Начальная летопись. С. 12.
124
Назаренко Л. В. Западноевропейские источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 1999. С. 288–289; он же. Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 4: Западноевропейские источники. М., 2010.
125
Подробно о сухопутном торговом пути через всю Европу на Восток: Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001. Гл. 3: Русь на «пути из немец в хазары». С. 71–112.
126
Имеется в виду Волжская Булгарин.
127
Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка X в. Л., 1932.
128
На иврите Qiyyob. Среди рекомендателей читаются тюркские родовые имена «Кабар», «Савар» и славянское «Гостята», — явно купцы, принявшие иудаизм в интересах международной торговли.
129
Это говорит о заметном положении Киева на международных торговых путях. Но легкомысленно делать из присутствия в Киеве иудеев вывод, что изначально это был хазарско-иудейский город, завоеванный в X в. русскими князьями. См.: Golb Norman, Pntsak Omeljan, Khazarian Hebrew Documents of the Tenth Сentury. Ithaca: Cornell Univ. Press, 1982; Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в. / Науч. ред., послесл. и коммент. В. Я. Петрухина. М.; Иерусалим, 1997 (2-е изд.: 2003).
130
Между 1072 и 1076 гг. См.: Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Немецкие анналы и хроники X–XI столетий. М., 2012. С. 297–449.
131
Ибн Руст. Книга дорогих ценностей. Цит. по: Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 3: Восточные источники / Пер. Т. М. Калининой. М., 2009. С. 47–48.
132
Подробный список: Перхавко В. Б. Торговый мир средневековой Руси. М., 2006. С. 108–119.
133
Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. С. 83–84.
134
Алексеев С. В. Славянская Европа VII–XII вв. М., 2007. С. 346. Здесь сведены данные об особенностях всех славянских племен и археологических культур.
135
Седов В. В. Славяне: Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 531–551.
136
Лосева О. В. Русские месяцесловы XI–XIV вв. М., 2001. С. 87–88.
137
Александров А. А. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы в Псковской земле // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб., 1994. С. 22–31.
138
Под 6411 г. Типографская летопись: ПСРА. Т. 24. Пг., 1921 (новое изд.: М., 2000); Пискаревский летописец: Там же. Т. 34. М., 1978.
139
Библиотека литературы Древней Руси. В 20 т. СПб., 2003. Т. 12: XVI век.
140
ПСРА. Т. 30. М., 1965.
141
Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 44/45, коммент. С. 292.
142
Карамзин Н. М. История государства Российского. Кн. 1. М., 1988. Стб. 100.
143
Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Гл. 3: Русь на «пути из немец в хазары». С. 71–112.
144
О походе княгини Ольги по землям древлян и устройстве ею нового управления, в том числе дани, в Древнейшем сказании говорилось далее. Вставив рассказ об осаде Искоростеня после слов о первой битве Святослава, составитель «Повести временных лет» не озаботился перенести текст о походе Ольги по землям древлян.
145
Летописец Переяславля Суздальского // ПСРЛ. Т. 41. М., 1995. С. 16.
146
Историки толкуют «перевесища» как места для ловли птиц и/или паромные переправы. Переправы лучше объясняют, почему они стоят именно по Днепру.
147
Соловые С. М. История России с древнейших времен. Кн. 1. М., 1988. С. 148 и след., прим. 212.
148
См., напр.: Богданов А. П. Александр Невский. М., 2009.
149
Чтение одной из летописей — «помосты» (дорожное покрытие) — было отмечено еще Соловьевым, но не изучено, хотя уже в «Правде Ярослава» появился «Урок мостникам» — древнейший государственный тариф дорожным строителям, профессии которых на Руси скоро исполнится 1000 лет.
150
Святая равноапостольная Елена (ок. 250–330), мать римского императора Константина I Великого (306–337), перенесшего столицу в Константинополь. Внесла огромный вклад в утверждение и распространение христианства в Римской империи.
151
Здесь: освященным собором высшего духовенства Константинопольской епархии. Вселенские соборы в X в. не собирались.
152
Имя это больше нигде не упоминается. Возможно, прав составитель «Повести временных лет», заменивший неведомого Соломера на «рече к слом» (т. е. «сказала послам»).
153
См.: Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. С. 279.
154
Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. С. 299–300.
155
Демин А. С. Ужасное и саркастическое. Женские загадки в русской литературе XI–XIV вв. С. 83–89.
156
Цит. по: Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. С. 266–267.
157
Constantini Porphyrogenneti imperatoris. De cerimoniis aulae byzantinae libri duo // Rec. I. I. Reiskii. T. 1. Bonnae, 1829. P. 594.15—598.12. Перевод см. ниже.
158
Вопрос о годе посольства Ольги в Царьград был предметом долгой дискуссии, ход которой и все аргументы рассмотрены: Назаренко A. В. Древняя Русь на международных путях. Гл. V: «Мудрейши всех человек»: крещение Ольги как факт международной политики (середина X в.). С. 219–310. Аргументы сторонников приезда княгини в Царьград в 946 г. и ее крещения там (при вторичном посещении) в 955 г. еще раз приведены Г. Г. Литавриным: Византия и славяне. СПб., 2001. Статья: К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги. С. 429–437. Спор шел из-за разной интерпретации источников. Однако датировка Назаренко, подтвердившая господствующее в науке мнение, доказана максимально убедительно и вряд ли может быть пересмотрена. Анекдотические версии, вроде приезда Ольги в Царьград в 944 г. при императоре Романе I Лакапине, который, не будучи женат, будто бы покусился на старости лет, в 74 года (род. ок. 870), на русскую красавицу, не стоит учитывать, так как они основываются не на анализе источников, а на желании любой ценой подтвердить слова летописи. Впрочем, даже курьезная версия, что Ольга крестилась в Царьграде в 944 г., при шаловливом старце Романе I, а затем приезжала туда вторично к императору Константину VII, критически рассмотрена в работе Назаренко.
159
Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. Кн. VI: Самодержавное правление Константина. 17, 16.
160
Константин Багрянородный. Об управлении империей / Пер. Г. Г. Литаврина; под ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосильцева. М., 1991.
161
Некоторые историки напрасно датируют это упоминание о Святославе временем до смерти Игоря в 944 г. Прямой смысл текста не в том, что Игорь жив, а в том, кто такой новгородский князь Святослав — «сын Ингора, архонта Росии». Сочинение Константина Багрянородного было написано в начале 950-х гг., когда об Игоре и на Руси, и в Византии остались только неприятные воспоминания. Ошибка коллег состояла в том, что, в отличие от Константина Багрянородного, они не считали власть Ольги великокняжеской. По этой хромой логике, если Святослав княжит в Новгороде и не назван «архонтом Росии», то таковым должен быть Игорь. Но император описал в трактате «о церемониях», как лично принимал «архонтиссу Росии» Ольгу. И в русских летописях Ольга не просто именуется княгиней, но с указанием, что она княгиня киевская («княгина наша», говорят киевляне), что Киев ее город («и пришла в свой град Киев»). Святослав до возмужания и у Константина, и в летописях занимал место ниже матери, реальной наследницы власти мужа.
162
Названия городов, искаженные в греческой транскрипции, приводятся по общепринятым научным атрибуциям.
163
Перевод и комментарии: Литаврин Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.) СПб., 2000. Приложение 1.
164
За ним имели право сидеть с августейшими особами лишь шесть высших вельмож (кесарь, патриарх, новелиссим, куропалат, василеопатор и зоста-патрикия).
165
Согласно византийскому протоколу: в таких же чашах было преподнесено по 500 милиарисиев от императора каждому из двух арабских послов 31 мая и 9 августа 946 г. Ольгу принимали по сходному протоколу.
166
Значительная часть древнерусских орнаментов, сохранившихся со времен после княгини Ольги, — родом из Византии.
167
Отказаться от этого шикарного украшения, изображенного чуть позже, при Иоанне Цимисхии, на византийском гобелене (на императоре и двух дамах), женщине было вряд ли возможно, даже учитывая его придворный, то есть подчиненный Империи ромеев статус. Но ведь и статус патрикия не был ниже других самостоятельных правителей, например, болгарских и венгерских, которые его принимали.
168
Литаврин Г. Г. Византия и славяне. С. 435–436.
169
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 393–411.
170
В 866 г. он стал стал аббатом Вейсенбургского монастыря, в 968 г. — первым архиепископом Магдебурга, умер в 981 г. Текст много раз издан. Научный перевод М. Б. Свердлова см.: Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. Вып. I. Середина IX — первая половина XII в. М., 1989. Лучший перевод А. В. Назаренко: Немецкие латиноязычные источники IX–XI вв. М., 1993.
171
Из двух принимавших Ольгу императоров именно он продолжал царствовать в Константинополе во время описываемой хронистом истории 959–962 гг.
172
Все эти немецкие источники цит. по: Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. С. 263–266.
173
«Постамент идолов киевских языческих богов, поставленный в самом центре княжеского Киева, был вымощен плинфой и фресками христианского храма, разрушенного до 980 г.». Цит. по: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 392.
174
Брат Святослава Глеб более нигде не упомянут. Он вполне мог быть и от другой жены Игоря.
175
По таблицам измерений: Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 1: Мечи и сабли IX–XIII вв. М.; Л., 1966.
176
Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 3: Доспех, комплекс боевых средств IX–XIII вв. Л., 1971. С. 33–35 и таблицы.
177
Сизов В. И. Курганы Смоленской губернии // Материалы по археологии России. № 28. СПб., 1902. С. 167.
178
Обе истории в летописях: Никитин А. Л. Текстология… С. 243, 249–250.
179
Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII–XIV вв. М., 1966.
180
Никитин А. Л. Текстология… С. 202.
181
Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. Вып. 3. С. 7–11 и таблицы.
182
Кирпичников А. Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX–XIII вв. Л., 1973. С. 56–70.
183
Причинами отставки из строя, по законам Российской империи, были «раны, болезни, увечья, старость и дряхлость». Но даже таких солдат Суворов предпочитал оставлять в полку, находя им нестроевые занятия (починка обуви, например).
184
Как и сегодня в «горячих точках» успешно действуют отряды наших ветеранов, временами специально призванных из отставки, зато не несущих потерь.
185
Богданов А. П. Александр Невский. С. 85.
186
Стоглав: Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1984. С. 241–498. Реконструкция обрядности: Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981; он же. Язычество Древней Руси.
187
Древлянский П. Белорусские народные предания. Кн. 1 // Прибавления к Журналу Министерства народного просвещения. СПб., 1846.
188
Наблюдения по Архангельской губернии: Ефименко П. С. О Яриле, языческом божестве Русских Славян // Записки Императорского Русского географического общества по отделению этнографии. СПб., 1868. Т. 2. С. 79–112.
189
Публ. с переводом: Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Ч. 2.
190
Коновалова И. Г. Восточные источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2000. С. 221–225; Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в. С. 134–142 (текст Кембриджского документа).
191
Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962; Плетнева С. А. Хазары. М., 1976; она же. Очерки хазарской археологии. М.; Иерусалим, 1999; Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
192
Пер. Т. М. Калининой: Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия, Т. 3: Восточные источники. М., 2009.
193
Подробно: Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1982; изд. 2-е: М., 1991.
194
Лев Диакон. История.
195
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 389.
196
Никитин А. Л. Текстология… С. 97–104.
197
Лев Диакон. История. Кн. 6–9. Здесь же опубликованы относящиеся к войне тексты ромейского хрониста Иоанна Скилицы.
198
Девгениево деяние / Подг. текста, пер. и коммент. О. В. Творогова // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 3: XI–XII вв.
199
Два византийских военных трактата конца X в. СПб., 2002; Стратегикон Маврикия. СПб., 2004; Никифор II Фока. Стратегика. СПб., 2005; О стратегии. Византийский военный трактат VI века. СПб., 2007; Лев VI Мудрый. Тактика Льва. СПб., 2012.
200
Ср.: Приск Панийский. Готская история / Пер. В. В. Латышева // Вестник древней истории. 1948. № 4. С. 675–698.
201
Феофилакт Симокатта. История / Пер. С. С. Кондратьева; прим. К. А. Осипова. М., 1957 (переизд.: 1996).
202
«Слово» и «Моление» Даниила Заточника // Памятники литературы Древней Руси. XII в. М., 1980. С. 388–400.
203
Новгородская Первая летопись // ПСРЛ. Т. 3. С. 26.
204
Шасколъский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. Л., 1978. С. 72–105.
205
Авенариус В. П. Книга о киевских богатырях. Свод 24 избранных былин древне-киевского эпоса. СПб., 1876; Русские былины старой и новой записи / Под ред. Н. С. Тихонравова, В. Ф. Миллера. М., 1894; Халанский М. Е. Великорусские былины Киевского цикла. Варшава, 1885; Лобода А. М. Русский богатырский эпос. Киев, 1896; Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. Былины. I–XVI. М., 1897. Т. 1 (переизд.: М., 2015); Марков А. В. Беломорские былины. М., 1901; Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899–1901 гг. СПб., 1904–1910. Т. 1–3; Зеленин А. К. Великорусские сказки Пермской губернии. Пг., 1914; Астахова А. М. Былины Севера. М.; А., 1938. Т. 1: Мезень и Печора; М.; Л., 1951. Т. 2: Прионежье, Пинега и Поморье; она же. Народные русские сказки о богатырях русского эпоса. М.; А., 1962; Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 г. 4-е изд. М.; А., 1949; Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. 2-е доп. изд. / Подг. А. П. Евгеньева, Б. Н. Путилов. М., 1977; Былины: Сборник / Вступ. ст., сост., подг. текстов, прим. Б. Н. Путилова (Библиотека поэта. Большая серия). 3-е изд. Л., 1986; Былины / Сост., вступ. ст., подг. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988; Былины. Исторические песни. Баллады / Подг. В. Ковпик, А. Калугина (Библиотека Всемирной литературы). М., 2008; и др.
206
Сотникова М. П. Древнейшие русские монеты X–XI вв. Каталог и исследование. М., 1995 и др.
207
Шамбинаго С. К. Застава богатырская // Сб. статей в честь М. К. Любавского. Пг., 1917. С. 352–360.
208
Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Т. 5: Древнескандинавские источники. М., 2009.
209
Сага о Бьерне, герое из Хитардаля // Рыдзевская Е. Л. Древняя Русь и Скандинавия в IX–XIV вв. (серия: Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования). М., 1978. С. 222–230).
210
Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980. С. 402–464.
211
Василевсы-соправители Василий II Болгаробойца (963, 976–1025) его брат Константин VIII (960–1028), сыновья императора Романа II и его жены Феофано, с которыми трапезовала за одним столом княгиня Ольга.
212
Никитин А. Л. Текстология… С. 241–250.
213
Там же. С. 266.
214
Алексеев С. В. Владимир Святой. Создатель русской цивилизации. М., 2006. С. 118–120 и др.
215
ПСРЛ. Т. 25. СПб., 1863 (переизд: М., 1965).
216
Никитин А. Л. Текстология… С. 195.
217
Сага об Эймунде // Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX–XIV вв. М., 1978.
218
Алексеев С. В. Ярослав Мудрый. Самовластен Киевской Руси. М., 2006. С. 25.
219
О большой войне за Дербент: Алексеев С. В. Ярослав Мудрый. С. 181–186.
220
ПСРЛ. Т. 1. Стб. 474.