Пикты. Таинственные воины древней Шотландии (примечания)

Шрифт
Интервал

стр.

1

Слово «дал» родственно с русским «доля». «Риада» сопоставляется с основой, означающей «колесо», и должно было означать что-то вроде «владетели колесниц». Таким образом, Дал Риада – это «удел владеющих колесницами».

2

Шихаллион – одна из самых высоких (1081 м) горных вершин Шотландии. Ее название интерпретируется как «волшебный холм» (sмdh) «каледониев» (chaillion). (Здесь и далее примеч. пер.)

3

Название Грампианские горы появилось в Средневековье и происходит от неправильно прочитанного названия Mons Graupius. Так у Тацита именуется вершина на севере Британии, у подножия которой произошло решающее сражение римского полководца Агриколы с бриттами. Подлинное местоположение этой вершины неизвестно, однако название Грампианские горы закрепилось за горной цепью, которая до этого называлась просто The Mount – Гора. Сейчас термином The Mount иногда называют отдельные хребты Грампианских гор (так поступает и И. Хендерсон). Однако мы предпочли во всей книге сохранить знакомое русскому читателю общее название Грампианские горы.

4

О брохах см. ниже. Типичный брох, правда немного перестроенный в Средневековье (в русском тексте «боро»), описан в романе В. Скотта «Пират» (глава XXVII).

5

Кельтские языки принято делить на Р-кельтские и Q-кельтские смотря по тому, как в них отражается общеиндоевропейский звук *qw: в гойдельских языках (древнеирландском и его потомках) это с (произносится всегда как «к»), в бриттских (галльском, валлийском, бретонском) – р. Так, по-древнеирландски «голова» – сепп, по-валлийски – penn, у галлов имя Pennouindos «белоголовый».

6

Гальштат и латен – принятые археологами обозначения двух стадий культуры железного века у кельтов. Подробнее см.: Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги. М.: Центрополиграф, 2003.

7

То есть, согласно этой теории, у пиктов бытовало два языка: индоевропейский (кельтский) и неиндоевропейский.

8

Беда (679 – 735) – англосаксонский церковный писатель, автор книги «Церковная история народа англов», ряда житий и других сочинений.

9

Например, как рассказывает римский писатель Дион Кассий, когда императрица Юлия Домна, супруга императора Севера, упрекнула пиктскую женщину в развратности, та ответила, что римлянки тайно становятся любовницами самых жалких мужчин, в то время как пиктские женщины открыто сходятся с самыми лучшими мужами своего народа по собственному выбору.

10

Адамнан (624 – 23.IX.704) – аббат основанного святым Колумбой монастыря на шотландском островке Иона близ побережья острова Малл, дальний родственник святого. Автор «Жития Колумбы», служащего одним из важнейших источников по ранней истории Ирландии и Шотландии и трактата «О святых местах».

11

Этот вывод не бесспорен: в Ирландии и после появления христианства в V веке узаконенное многобрачие и обычай заключать временные браки сохранялись вплоть до XVI – XVII веков. Церковники мирились с этим явлением, а то и пытались его оправдать, ссылаясь на пример ветхозаветных патриархов.

12

Разрисованные.

13

Святой Колумба (7.XII.521 – 9.VI.597) – ирландский святой, один из трех наиболее почитаемых святых в Ирландии наравне со святым Патриком и Бригитой. В 563 году основал монастырь на острове Иона, проповедовал среди пиктов. См. ниже о нем главу «Колумба».

14

Эпоним – человек, от имени которого происходит какое-нибудь название. В данном случае имеется в виду, что древние писатели зачастую изобретали «исторических» персонажей, чтобы объяснить названия мест или народов.

15

Это название можно перевести как Вершина Ке.

16

Флавий Стилихон (убит в 408) – вандал по национальности, полководец, всесильный временщик, дядя и тесть юного императора Гонория.

17

Цитата из предисловия к «Житию святого Колумбы».

18

Раскопки Крэг-Фадриг (скала Патрика) показали, что форт был построен еще в IV веке до н. э., однако впоследствии он был отчасти перестроен и расширен. Когда именно это случилось, неизвестно. Находки внутри форта показали, что в ШV – VII веках н. э. здесь жили люди, так что он вполне мог быть резиденцией пиктского монарха.

19

Колумба попросил Бриде, чтобы тот велел оркнейскому королю не вредить ирландским монахам, которые пустились в плавание с целью найти пустынные островки для отшельничества. Благодаря этой просьбе друг Колумбы, Кормак, действительно спасся на Оркнейских островах от гибели («Житие», II, 42).

20

Практика взятия заложников более сильным королем у подчиненных ему властителей была распространена в раннем Средневековье в кельтских странах, особенно в Ирландии. В качестве заложников чаще всего выступали королевские сыновья.

21

Существует предположение, что Геона – это не название места, а имя короля, у которого этот человек командовал каким-то воинским подразделением.

22

Описанная у Адамнана попытка исцелить короля с помощью камня из сокровищницы с трудом вяжется с его гибелью на поле битвы, видимо, вдали от королевской резиденции. Однако не исключена возможность, что, говоря о пропавшем камне, Адамнан имел в виду не Бриде – современника Колумбы, а его тезку и своего друга, тоже короля пиктов – Бриде, сына Биле (ум. 693).

23

Запись в «Анналах Тигернаха» датируется 596 годом, и в ней говорится буквально следующее: «Убийство сыновей Аэдана, то есть Брана, и Домангарта, и Эохайда Финда, и Артура в битве в Киркинне, в которой Аэдан был побежден, и битва при Коранне».

24

То, что Биле был королем пиктов и бриттов одновременно, подтверждает «Житие Адамнана» (то есть житие автора «Жития Колумбы»). Говоря о том, как Адамнан похоронил Бриде, сына Биле, в монастыре на Ионе, автор жития называет его «королем пиктов» и в то же время «властителем над Камнем Клайда» (Камень Клайда – Алклуит – столица бриттских королей).

25

В 725 году ирландские анналы сообщают: «Симал (в другом написании – Симул), сын Друс(т)а, связан», в 726 году – «Нехтон, сын Дер Или, связан королем Друстом». Если понимать это имя так, как его пишут ирландские анналисты, по-ирландски, то Дер Или как будто значит Дочь Айлея.

26

«Нехтон, сын Дер Или, взял королевскую власть у пиктов», – говорят ирландские «Анналы Тигернаха».

27

Точнее говоря, в этом году произошло две битвы: первая – при Муирболке, где пикты были разбиты войсками Дал Риады, и вторая – где сын Энгуса Бриде победил некоего Талорка, сына Конгуса (о нем см. ниже).

28

Остров Тори считался святым местом. Есть легенда, что автор «Жития Колумбы» Адамнан, обходя монастырское кладбище на этом острове, сказал, что на этом кладбище покоятся «четверо: если бы они попросили Бога, чтобы море, которое между Тори и материком, стало бы землей, и чтобы поднять небо с земли, если бы оно на нее упало, то это было бы сделано ради них».

29

Толкование этого инцидента у автора основано на «Анналах Тигернаха». Запись в «Анналах Ульстера» говорит, что не Талорк предал брата, а, напротив, Талорк был предан своим братом (что выглядело бы естественнее, учитывая упомянутое столкновение Талорка с Бруде).

30

Его звали Талоркан, сын Дростана.

31

Буквально – «отлив» (aithbe).

32

Речь идет о праздновании Пасхи, которую ирландская церковь отмечала по устаревшей системе расчетов даты праздника, от которой к тому времени в Риме уже отказались. Конфликт затрагивал и другие церковные обычаи, в частности форму тонзуры (ирландские и валлийские священники выбривали не макушку, а лоб) и обряд посвящения епископов. См. далее главу «Спор о Пасхе».

33

В битве при Кул-Дребене (или Кул-Древне) в 563 году Диармайд мак Кербалл, король Ирландии, был побежден коалицией, состоявшей в основном из представителей его же собственного рода Уи Нейллов, в том числе двоюродного брата святого Колумбы – Айнмире, сына Сетны. В битве погибли, по сведениям «Анналов Ульстера», три тысячи человек.

34

В древней Ирландии человек имел определенное положение в обществе и находился под защитой закона, только живя с людьми из своего рода на территории своего племени. Выйдя за эти пределы, он становился бесправным и должен был чувствовать себя очень одиноко. Поэтому под паломничеством (peregrinatio) понимался прежде всего разрыв связей с родом и племенем; отправляться очень далеко было не обязательно. Паломничество считалось одним из видов мученичества.

35

Это не совсем так. Адамнан говорит (III, 3), что «неким синодом из-за каких-то извинительных и даже простительных причин несправедливо (как в конце концов и оказалось) святой Колумба был отлучен от церкви». Вполне понятно нежелание автора жития останавливаться на ошибках своего героя, хотя они и могли быть ему известны.

36

Запись в «Анналах Ульстера» о смерти Коналла (574 год) гласит следующее: «Кончина на 16-м году царствования Коналла, сына Комгалла, который подарил остров Иона Колуму Килле».

37

Как бы ни обстояло дело в действительности, сам Адамнан, по-видимому, полагал, что святой жил на Ионе практически с первого дня своего «паломничества» за море, поскольку в предисловии к «Житию» говорится, что Колумба «тридцать четыре года подвизался как островной воин Христов». Колумба отправился в добровольное изгнание в 563-м и скончался в 597 году.

38

К этой категории относится и рассказ о встрече святого с «лохнесским чудовищем».

39

Имеется в виду освящение церкви в честь того или иного святого, то есть названия церквей и монастырей.

40

Более того, сам аббат назывался по-древнеирландски comarba, то есть «наследник». В быту аббат Армы назывался не «аббатом Армы», а «наследником Патрика», аббат Корка – «наследником Барре» (Барре или Финдбарр – основатель Коркского монастыря), аббат Ионы – «наследником Колумбы» и т. д.

41

Целью Адамнана было освободить ирландских пленников, угнанных Эгфридом во время набега на Ирландию в 684 году.

42

Эта формулировка не случайна, ибо на Ионе, согласно обычаю, который брал свое начало еще с самого Колумбы, аббат был одновременно священником (пресвитером). Мы знаем, что на Ионе имелся и свой епископ, однако он, видимо, находился в подчиненном положении по отношению к аббату-пресвитеру.

43

Речь могла идти и об ирландском епископе по имени Пикт. Так, святой Колумба воспитывался у священника по имени Круитнехан, то есть Пиктик или Пиктенок.

44

См. главу 2.

45

Отождествление выглядит тем менее вероятным, что ирландский Риагал был связан с королевством Дал Кайс на юго-западе Ирландии, следовательно, его деятельность проходила очень далеко от Ионы и Шотландии.

46

Святой Кайннех, друг святого Колумбы, был основателем монастыря Ахад.

47

Аббат носил ирландское имя Туаталан. Возможно, он и попал в ирландские анналы именно потому, что был ирландцем.

48

«Кинаэд, сын Алышна, король пиктов, Эдульф, король саксов – умерли» («Анналы Ульстера», 858).

49

Скорее всего, имеется в виду ручной бронзовый колокол. Такие колокола использовались в кельтских монастырях, чтобы созывать монахов на молитву.

50

Миндскул – почерк, где употребляются строчные буквы (в латинской и греческой письменности).

51

Колофон – запись, содержащая данные об авторе и(или) переписчике рукописи. В средневековых манускриптах, как правило, помещалась в конце рукописи.

52

Имеются в виду англосаксы и древние ирландцы, которые в VIII – X веках создавали каменные кресты с рельефами.

53

Кольцо, изображенное за перекладиной креста, характерно для так называемых «кельтских» крестов и предположительно является символом Солнца. См. рис. 27.

54

См. рис. 27, а, в.

55

См. рис. 27, в.

56

«Физиолог» – сборник, составленный во II – III веках н. э. в Александрии на греческом языке. В нем содержались описания как реальных, так и вымышленных животных (василисков, кентавров, единорогов). Рассказывая о поведении животных, авторы сопоставляли их качества (жестокость, доброту, хитрость) с качествами людей. Книга фактически служила учебником христианской морали. В IV веке она была переведена на латинский язык и пользовалась огромной популярностью на протяжении всего Средневековья. Ориген, Василий Великий, Августин и другие видные богословы неоднократно пользовались материалами «Физиолога».

57

Золототысячник по-латыни назывался centaurium; по легенде, рассказанной Плинием Старшим в «Естественной истории», с помощью этого растения кентавр Хирон некогда исцелился от ран.

58

В работах других специалистов выдвигаются обоснованные предположения о том, что на котле из Гундеструпа и на рогах из Галлехуса показан осмысленный ряд изображений и символов, отражающих события того или иного мифологического сюжета: на котле – кельтского мифа, послужившего прототипом ирландского эпоса «Похищение быка из Куальнге» (Г. Олмстед), на рогах из Галлехуса – индоевропейский сюжет о борьбе героя за возвращение похищенного скота (Б. Линкольн).

59

Имеются в виду ветхозаветные истории, которые, как считают христианские богословы, символизируют спасение души.

60

Речь идет о рукописи «Комментариев на псалмы» Кассиодора, которая была создана в первой половине VIII века в одном из монастырей Нортумбрии. В ней есть два изображения Давида. Установлено, что создатель этой рукописи принимал участие в оформлении одной из древнейших англосаксонских рукописей произведений Беды, хранящейся в Санкт-Петербурге.

61

Страница XPI или страница «Хи-Ро» из Евангелия из Келлса практически вся занята орнаментированными буквицами, которые представляют собой первые слова Евангелия от Матфея: «Christi generatio» («Родословие Иисуса Христа»). Слово «Christi» дано в сокращенной форме и греческими буквами.

62

Греческий писатель III века н. э. Геродиан (точные годы рождения и смерти неизвестны) написал сочинение, известное под названием «История императорской власти после Марка», или просто «История». Здесь, рассказывая о походах императора Септимия Севера в Британию, он сообщает о пиктах следующее (III, 14, 7): «Они не знают платья, пах и шею прикрывают железом, считая его украшением и признаком богатства, как прочие варвары – золото. Тела они татуируют разноцветными рисунками и изображениями разных зверей. Они и не одеваются для того, чтобы не закрывать рисунки на теле» (пер. Н.М. Ботвинник под ред. А.И. Доватура).

63

Судя по всему, сборщики налогов.

64

Дата, до которой должен был быть создан данный источник.

65

В древнейшей части «Анналов Ульстера» нумерация годов по ошибке сдвинута на один год назад.

66

Основателем Эпплкросса (по-ирландски Apor Crysan) был святой Маэл Руба, аббат Бангора.


стр.

Похожие книги