От сентиментализма к романтизму и реализму (примечания)
1
Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 367.
2
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 193.
3
См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 30, с. 5–6.
4
Штранге М. М. Русское общество и французская революция 1789–1794 гг. М., 1956.
5
Политический журнал, 1793, ч. 1, с. 3–7. — Журнал издавался с 1790 г. при Московском университете П. А. Сохацким и состоял в основном из переводных статей, но это дела не меняет.
6
См.: Штранге М. М. Русское общество…, с. 121–153.
7
Цит. по кн.: Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. М., 1954, с. 255.
8
См.: Штранге М. М. Русское общество…, с. 128.
9
См.: там же, с. 175–176.
10
Чарторыжский Адам. Мемуары, т. 1. М., 1912, с. 88.
11
Заключенные в скобки слова вынесены Карамзиным в подстрочное примечание к слову «филантроп».
12
Карамзин. Соч., т. 7. СПб., 1834, с. 83–84.
13
См.: Штранге М. М. Русское общество…, с. 124–125.
14
Карамзин. Соч., т. 7, с. 84–85. — Приведенная часть письма Мелодора полностью процитирована А. И. Герценом в качестве лирического введения к своим собственным «письмам» «С того берега» (1848–1850), посвященным революции 1848 г.
15
Карамзин. Соч., т. 7, с. 100.
16
Радищев А. Н. Стихотворения. Л., 1975, с. 181.
17
Там же, с. 182.
18
Карамзин Н. М. Соч., т. 1. Стихотворения. Пг., 1917, с. 269.
19
Труды Вольного экономического общества, ч. 49. СПб., 1794, с. 312, 314.
20
См.: Берков П. Н. Понятие «европеизация» в истолковании В. И. Ленина и спорные вопросы истории русской литературы конца XVII — начала XVIII в. — В кн.: Наследие Ленина и наука о литературе. Л., 1969, с. 300–312.
21
Эта концепция опирается на известный труд В. В. Виноградова «Язык Пушкина» (М. — Л., 1935), где она была впервые выдвинута. Однако в следующем своем труде — «Очерки по истории русского литературного языка XVII–XIX вв.» (М., 1938) — В. В. Виноградов внес в нее существенные коррективы, к сожалению, оставленные без внимания историками литературы.
22
Письмо к П. Я. Чаадаеву от 6 июля 1831 г. (написано по-французски) (см.: Пушкин. Полн. собр. соч., т. 14. Л., 1941, с. 187. — Ниже ссылки в тексте даются по этому изданию).
23
Карамзин. Соч., т. 7, с. 122.
24
Там же, с. 122, 200.
25
Там же, с. 196, 218.
26
См.: Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960, с. 86–87.
27
Шишков А. С. Рассуждение о старом и новом слоге российского языка. СПб., 1803, с. 13.
28
Томашевский Б. В. Пушкин и Франция, с. 29.
29
Майков Л. Н. Николай Михайлович Карамзин у графа Н. П. Румянцева в 1824 г. — Рус. старина, 1890, кн. 9, с. 453.
30
Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России. СПб., 1914, с. 1.
31
Письма Н. М. Карамзина к князю П. А. Вяземскому. 1810–1826. СПб., 1897, с. 60.
32
Объективную, весьма содержательную характеристику концепции «Истории государства Российского» и ее восприятия декабристами см. в кн.: Ланда С. С. Дух революционных преобразований… Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов 1816–1825. М., 1975.
33
Рылеев К. Ф. Полн. собр. соч. М. — Л., 1934, с. 458.
34
Из писем и показаний декабристов. СПб., 1906, с. 67.
35
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 7. М., 1955, с. 135.
36
Грибоедов А. С. Соч. в стихах. Л., 1967, с. 92.
37
Гюго В. Драмы. М., 1958, с. 197, 198.
38
Аналитическая и строго историческая характеристика стиля Жуковского дана Г. А. Гуковским в его книге «Пушкин и русские романтики» (М., 1965, с. 3–137).
39
Березина В. Г. Русская журналистика первой четверти XIX века. Л., 1965, с. 4–5. См. также: Гиппиус В. В. «Вестник Европы» 1802–1830 годов. — Учен. зап. ЛГУ. Сер. филол. наук, 1939, вып. 3, с. 201–228; Михайловская Н. М. Журнал «Сын отечества» периода восстания декабристов в 1825 году. — Учен. зап. Удмурт. гос. пед. ин-та, 1956, вып. 10, с. 51–65; Базанов В. Г. Ученая республика. М. — Л., 1964.
40
Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1. Л., 1950, с. 156.
41
Письма В. А. Жуковского к А. И. Тургеневу. М., 1895, с. 162.
42
Труды Общества любителей российской словесности, 1817, ч. 7, с. 102.
43
Там же.
44
См.: Лотман Ю. М. Андрей Сергеевич Кайсаров и литературно-общественная борьба его времени. Тарту, 1958.
45
Орлов В. Н. Русские просветители 1790–1800 гг. М., 1958, с. 152.
46
Сев. пчела, 1857, № 125, с. 587.
47
История русской литературы, т. 5. М. — Л., 1941, с. 205.
48
Базанов В. Г. Ученая республика, с. 38, 42, 52.
49
Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869, с. 169.
50
См.: там же, с. 166–168.
51
Тынянов Ю. Н. Архаисты и новаторы. Л., 1929, с. 89–106; Мордовченко Н. И. Русская критика первой четверти XIX века. М. — Л., 1959, с. 77–78; Лотман Ю. М. Поэзия 1790–1810-х годов. — В кн.: Поэты 1790–1810-х годов. Л., 1971, с. 38–42.
52
Вигель Ф. Ф. Записки, ч. 3. М., 1892, с. 152.
53
Там же, с. 151–152.
54
Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965, с. 96.
55
Мордовченко Н. И. Русская критика первой четверти XIX века, с. 95.
56
См.: «Арзамас» и арзамасские протоколы. Л., 1933; Краснокутский В. С. О своеобразии арзамасского наречия. — В кн.: Замысел, труд, воплощение. М., 1977, с. 20–41.
57
Термин введен в научный оборот М. И. Гиллельсоном. См. подробнее его монографию «Молодой Пушкин и арзамасское братство» (Л., 1974).
58
Почетным членом «Арзамаса» был Карамзин, не принимавший активного участия в его работе, но присутствовавший неоднократно на его заседаниях.
59
Рус. архив, 1875, № 12, с. 424–425. — Необходимо подчеркнуть, что ни «Беседа», ни «Московское общество любителей российской словесности» не включаются в орбиту подобного воздействия. «Резервом» декабристского движения был лагерь прогрессивно мыслящих литераторов, сторонников нового романтического направления в искусстве.
60
Кошелев А. И. Записки. Берлин, 1884, с. 13.
61
Карамзин Н. М. Избранные соч., т. 1. М. — Л., 1964, с. 299.
62
Измайлов В. Путешествие в полуденную Россию. В письмах, ч. 1. М., 1802, с. 3.
63
Там же, с. 11, 12.
64
Ф<ерельтц> С. фон. Путешествие критики, или Письма одного путешественника, описывающего другу своему разные пороки, которых большею частию сам был очевидным свидетелем. М., 1951, с. 23, 24.
65
Там же, с. 25.
66
Глинка Ф. Письма русского офицера, ч. 1. М., 1815, с. 2.
67
Там же, ч. 2, с. 7, 9.
68
Карамзин Н. М. Избр. соч., т. 1, с. 742.
69
Жуковский В. А. Собр. соч., т. 4. М. — Л., 1960, с. 390.
70
Жуковский В. А. Полн. собр. соч., т. 9. СПб., 1902, с. 21.
71
Нарежный В. Т. Избранные соч., т. 1, М., 1956, с. 43, 44.
72
Там же, с. 54.
73
Нарежный В. Аристион, или Перевоспитание. Справедливая повесть, ч. 2. СПб., 1822, с. 17.
74
Нарежный В. Т. Избранные соч., т. 2. М., 1956, с. 294.
75
Вяземский П. А. Полн. собр. соч., т. 1. СПб., 1878, с. 203–204.
76
Там же, с. 204.
77
Гончаров И. А. Собр. соч., т. 8. М., 1956, с. 475.
78
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 7. М., 1955, с. 122. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
79
Муза. 1796, ч. 2, с. 181, 165–166.
80
Жуковский В. А. Полн. собр. соч., т. 9. СПб., 1902, с. 19, 15.
81
Там же, с. 15.
82
Карамзин Н. М. Избр. соч., т. 2. М. — Л., 1964, с. 189.
83
Там же, с. 196–197.
84
Нарежный В. Т. Славенские вечера, кн. 1. СПб., 1809, с. III.
85
Карамзин Н. М. Избранные соч., т. 2, с. 162, 157.
86
Там же, с. 170.
87
Там же, т. 1, с. 193.
88
Глинка Ф. Письма к другу, ч. 1. СПб., 1816, с. 2.
89
Там же, ч. 2. СПб., 1816, с. 1–2.
90
Батюшков К. Н. Соч. М. — Л., 1934, с. 283.
91
Там же, с. 298, 302, 303.
92
Там же, с. 309.
93
Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. СПб., 1866, с. 480.
94
Вестн. Европы, 1802, ч. 1, № 3, с. 1.
95
Там же, с. 7.
96
Карамзин Н. М. Избранные соч. в 2-х т., т. 2. М. — Л., 1964, с. 190.
97
Обращает на себя внимание резкость и твердость карамзинских оценок: «безобразит», «выдуманная».
98
[Карамзин Н. М.] История государства Российского, т. 1. Изд. 2-е. СПб., 1818, с. XIX. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
99
Архив братьев Тургеневых, т. 3. Пг., 1921, с. 114–115.
100
Карамзин Н. М. Избранные соч. в 2-х т., т. 2, с. 283.
101
Муравьев Н. М. Мысли об «Истории государства Российского». — В кн.: Литературное наследство, т. 59. М., 1954, с. 595.
102
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 7. М. — Л., 1955, с. 135 и 601.
103
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 7. М., 1955, с. 122. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
104
Державин Г. Р. Анакреонтические песни. СПб., 1804, с. 1.
105
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 12. М., 1949, с. 110. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
106
Подгаецкая И. Ю. «Свое» и «чужое» в поэтическом стиле. — В кн.: Смена литературных стилей. М., 1974, с. 204.
107
Орлов В. Н. Русские просветители 1790–1800-х годов. Изд. 2-е. Л., 1953, с. 415.
108
См.: Востоков А. Х. Опыт о русском стихосложении. СПб., 1817.
109
Гнедич Н. И. Стихотворения. Л., 1956, с. 62.
110
Батюшков К. Н. Соч., т. 2, СПб., 1885, с. 241–242.
111
Плетнев П. А. Соч. и переписка, т. 1. СПб., 1885, с. 24–25.
112
Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика, Стилистика, Л., 1977, с. 359.
113
Обоснование этого термина см. в кн.: Гинзбург Л. Я. О лирике. Л., 1974, с. 27–28.
114
Лотман Ю. М. Поэзия 1790–1810-х годов. — В кн.: Поэты 1790–1810-х годов. Л., 1971, с. 21.
115
Томашевский Б. В. В. Л. Пушкин. — В кн.: Карамзин и поэты его времени. Стихотворения. Л., 1936, с. 388.
116
Плетнев П. А. Соч. и переписка, т. 1. СПб., 1885, с. 23.
117
Статья впервые появилась в выходившей в Петербурге на французском языке газете «Conservateur importarial» и была напечатана в русском переводе в «Вестнике Европы» (1817, № 17–18, с. 154–157).
118
Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869, с. 226.
119
См. подробнее: Лотман Ю. М. Русская поэзия 1800–1810-х гг. — В кн.: История русской поэзии, т. 1. Л., 1968, с. 191–214.
120
Портнова Н. А. Пансионские оды В. А. Жуковского. — Науч. труды Куйбышев. пед. ин-та, 1972, т. 99, с. 43–55 (Вопросы литературы).
121
Жуковский В. А. Собр. соч. в 4-х т., т. 4. М. — Л., 1960, с. 557. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
122
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 1. М., 1953, с. 60. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
123
Вигель Ф. Ф. Записки, ч. 1. М., 1891, с. 186.
124
Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». Пг., 1918, с. 50.
125
Именно так интерпретировали этот образ русские переводчики: один из ранних переводов озаглавлен «Эпитафия господина Грея самому себе» (см.: Покоящийся трудолюбец, 1784, ч. 1, с. 81).
126
Многие из этих книг сохранились в составе личной библиотеки Жуковского, основная часть которой находится ныне в библиотеке Томского университета, около 600 томов — в составе Онегинской коллекции — хранятся в Пушкинском Доме. Личная библиотека Жуковского, свидетельствуя о широкой и всесторонней образованности поэта, является ценнейшим источником для исследования его творчества.
127
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11. М. — Л., 1949, с. 21. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
128
Резанов В. И. Из разысканий о сочинениях Жуковского, вып. 2. Пг., 1916, с. 249.
129
Там же, с. 243–248.
130
Там же, с. 252–254.
131
См.: Ранние романтические веяния. Из истории международных связей русской литературы. Л., 1972, с. 226.
132
Жуковский В. А. Полн. собр. соч., т. 3. Пг., 1918, с. 443.
133
Томашевский Б. В. Пушкин, кн. 1. 1813–1824. М. — Л., 1956, с. 119.
134
Зейдлиц К. К. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. 1783–1852. СПб., 1883, с. 32.
135
Проникновенная лиричность этого стихотворения прекрасно передана в знаменитом дуэте Лизы и Полины из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», в котором использованы VI и VIII строфы «Вечера» Жуковского.
136
Именно так расшифровывает сам поэт эти стихи в письмах к родным.
137
Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 2. М., 1949, с. 85.
138
Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского стиха. — В кн.: Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969, с. 349.
139
Подробнее см. об этом: там же, с. 356–372.
140
Значение слова в поэтическом контексте стихотворений Жуковского раскрыто в кн.: Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965, с. 46–108. См. также: Подгаецкая И. Ю. «Свое» и «чужое» в поэтическом стиле. — В кн.: Смена литературных стилей. М., 1974, с. 207.
141
Блок А. Собр. соч., т. 6. М. — Л., 1962, с. 363.
142
Стихотворения Василия Жуковского, ч. 3. Изд. 2-е. СПб., 1818, с. 221.
143
См. подробнее: Иезуитова Р. В. Поэзия русского оссианизма. — Рус. лит., 1965, № 3, с. 64–66.
144
Жуковский В. А. Соч., т. 6. Изд. 7-е. СПб., 1878, с. 541.
145
Сын отечества, 1816, ч. 27, с. 7.
146
Вигель Ф. Ф. Записки, ч. 3. М., 1892, с. 137.
147
Уткинский сборник. Письма В. А. Жуковского, М. А. Мойер и Е. А. Протасовой. М., 1904, с. 89.
148
Стихотворения Василия Жуковского, ч. 3. Изд. 2-е. СПб., 1818, с. 231.
149
Полярная звезда… на 1823 год. СПб., 1822, с. 23.
150
Рылеев К. Ф. Стихотворения. Статьи. Очерки. Докладные записки. Письма. М., 1956, с. 303.
151
Труды Вольного общества любителей российской словесности, 1824, ч. 28, с. 261.
152
История русской поэзии, т. 1. Л., 1968, с. 263.
153
См.: Реморова Н. Б. В. А. Жуковский — читатель и переводчик Гердера. — В кн.: Библиотека В. А. Жуковского в Томске. Томск, 1978, с. 209–301.
154
См.: Eichstâdt H. Žukovskij als Übersetzer. Drei Studien zu Übersetzungen V. A. Žukovskij aus dem Deutschen und Französischen. München, 1970.
155
Подробный анализ появившихся за последние годы работ зарубежных исследователей, посвященных деятельности Жуковского-переводчика, см.: Левин Ю. Д. Зарубежные работы о переводном творчестве Жуковского. — Рус. лит., 1973, № 3, с. 229–235.
156
Семенко И. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975, с. 100.
157
Письма В. А. Жуковского к А. И. Тургеневу. М., 1895, с. 163.
158
Жуковский В. А. Полн. собр. соч., т. 12. СПб., 1902, с. 10.
159
Там же, т. 10, с. 76.
160
Зейдлиц К. К. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского, с. 162.
161
Москвитянин, 1848, № 4, с. 114.
162
Жуковский В. А. Полн. собр. соч., т. 11. СПб., 1902, с. 33.
163
Там же, с. 32.
164
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 5. М., 1954, с. 569; т. 6. М., 1965, с. 22, 290; т. 7. М., 1955, с. 7, 143, 219, 223. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
165
Обзор критических суждений о характере творчества и миросозерцании Батюшкова см.: Фридман Н. В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.
166
Томашевский Б. К. Н. Батюшков. — В кн.: Батюшков К. Н. Стихотворения. Л., 1948, с. XXXIX–XL.
167
Фридман Н. В. Поэзия Батюшкова, с. 256–257.
168
См.: Майков Л. Н. О жизни и сочинениях К. Н. Батюшкова. — В кн.: Батюшков К. Н. Соч., т. 1, кн. 1. СПб., 1887, с. 1–316.
169
Батюшков К. Н. Соч., т. 3. СПб., 1886, с. 35.
170
Там же, с. 51.
171
Муравьев М. Н. Стихотворения. Л., 1967, с. 132–134.
172
Там же, с. 235–236.
173
Кулакова Л. Поэзия М. Н. Муравьева. — В кн.: Муравьев М. Н. Стихотворения. Л., 1967, с. 48.
174
Батюшков К. Н. Полн. собр. стихотворений. М. — Л., 1964, с. 71. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
175
См. также статью Батюшкова 1815 г. «Нечто о поэте и поэзии» (Батюшков К. Н. Соч., М., 1955, с. 373–379).
176
Благой Д. Судьба Батюшкова. — В кн.: Батюшков К. Н. Соч. М. — Л., 1934, с. 7.
177
Верховский П. П. Батюшков. — В кн.: История русской литературы, т. 5. М. — Л., 1941, с. 413.
178
См. также стихотворение Батюшкова «Судьба Одиссея» (1814).
179
Ср. у Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» («Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит…»).
180
«Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816 (Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977, с. 11–12).
181
Там же, с. 9–10.
182
«Нечто о поэте и поэзии», 1815 (там же, с. 20).
183
Томашевский Б. К. Н. Батюшков, с. XXVI–XXVII.
184
См. также стихотворения Батюшкова «Н. И. Гнедичу» (1808), «Тень друга» (1814) и др.
185
Пристрастие к песням скальдов и к суровой красоте северной природы Батюшков высказал и в статье 1815 г. «Нечто о поэте и поэзии» (Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе, с. 26–27).
186
В. В. Томашевский писал об «одической природе» элегии «На развалинах замка в Швеции» и тут же добавлял: «Эти стихи переходят в элегические размышления, в которых от оды осталась широта темы» (Томашевский Б. К. Н. Батюшков, с. XXXVIII).
187
«Вечер у Кантемира», 1816 (см.: Батюшков К. Н. Соч. М., 1955, с. 367).
188
См.: Фридман Н. В. Проза Батюшкова. М., 1965.
189
«Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816 (Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе, с. 11).
190
Мельхиседек — лицо, упоминаемое в Библии (Кн. Бытия, гл. 14, ст. 18–19). Символ высшей мудрости.
191
Ссылки в тексте даются по изданиям: Рылеев К. Ф. Стихотворения. Статьи. Очерки. Докладные записки. Письма. М., 1956; Кюхельбекер В. К. Избранные произведения в 2-х т. М. — Л., 1967; Бестужев-Марлинский А. А. Собр. стихотворений. Л., 1946; Одоевский А. И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1958; Поэты-декабристы. В. Ф. Раевский. К. Ф. Рылеев. В. К. Кюхельбекер. А. И. Одоевский. А. А. Бестужев-Марлинский. Ф. Н. Глинка. Г. С. Батеньков. М., 1967; Глинка Ф. Н. Избранные произведения. Л., 1957; Катенин П. А. Избранные произведения. М. — Л., 1965.
192
Полярная звезда… на 1824 год. СПб., 1823, с. 1–2.
193
См.: Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 1900, с. 571.
194
Полярная звезда… на 1824 год, с. 2.
195
Азадовский М. К. Статьи о литературе и фольклоре. М. — Л., 1960, с. 185–211.
196
Сомов О. М. О романтической поэзии. — В кн.: Русские эстетические трактаты первой трети XIX века, т. 2. М., 1974, с. 555.
197
Азадовский М. К. Статьи о литературе и фольклоре, с. 202.
198
Полярная звезда… на 1823 год. СПб., 1822, с. 6.
199
Кюхельбекер В. К. Минувшего 1824 года военные, ученые и политические события в области российской словесности. — В кн.: Литературные портреты, кн. 1. Пг., 1923, с. 72–75.
200
Сын отечества, 1819, № 3, с. 119.
201
Кюхельбекер В. К. О направлении нашей поэзии, особенно лирической в последнее десятилетие. — Мнемозина, ч. 2. СПб., 1824, с. 29–38.
202
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 13. М. — Л., 1937, с. 135. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
203
Значение литературного наследия Ф. Н. Глинки, как и его общественной деятельности, определено В. Г. Базановым. См. его книги: 1) Ученая республика. М. — Л., 1964, с. 103–162; 2) Очерки декабристской литературы. Поэзия. М. — Л., 1961, с. 43–59.
204
Рус. старина, 1893, № 12, с. 644.
205
Восстание декабристов. Материалы, т. 8. Алфавит декабристов. Л., 1925, с. 160.
206
О прозе А. Бестужева см. в главах 9 и 20.
207
Полярная звезда… на 1823 год. СПб., 1822, с. 29.
208
Спор между Пушкиным и Рылеевым по поводу внеисторической системы аллюзий в думах см. в кн.: Базанов В. Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия, с. 190–193.
209
Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. Л., 1978, с. 31.
210
Воспоминания Бестужевых. М. — Л., 1951, с. 7.
211
Тынянов Ю. Н. Архаисты и Пушкин. — В кн.: Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1968, с. 36.
212
Мнемозина, ч. 2. М., 1824, с. 41.
213
Кюхельбекер В. К. Дневник. Л., 1979, с. 152.
214
Дневниковая запись (приведена Ю. Н. Тыняновым в кн.: Кюхельбекер В. Прокофий Ляпунов. Л., 1938, с. 18).
215
Беляев А. П. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. СПб., 1882, с. 111.
216
Цейтлин М. А. Творчество А. И. Одоевского. — Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та, 1956, т. 40, вып. 2, с. 99.
217
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 8. М., 1955, с. 297–298. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
218
Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977, с. 37. — Немного позднее Батюшков заметил: «Для того, чтобы писать хорошо в стихах — в каком бы то ни было роде, — писать разнообразно, слогом сильным и приятным, с мыслями незаемными, с чувствами, надобно много писать прозою…» («Чужое — мое сокровище». — Там же, с. 417).
219
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11. М. — Л., 1949, с. 19. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
220
Полярная звезда… на 1823 год. СПб., 1822, с. 36.
221
Архив братьев Тургеневых, т. 5. Пг., 1921, с. 369.
222
Марлинский А. Полн. собр. соч., ч. 6. СПб., 1838, с. 98.
223
Там же, с. 11.
224
Там же, с. 26.
225
Там же, с. 72–75.
226
Бестужев-Марлинский А. А. Соч. в 2-х т., т. 1. М., 1958, с. 98.
227
Там же, с. 128, 127.
228
Там же, с. 152.
229
Невский зритель, 1820, ч. 2, апр., с. 51, 54.
230
Мнемозина, 1824, ч. 2, с. 148.
231
Там же, ч. 1, с. 165.
232
Воспоминания Бестужевых. М. — Л., 1951, с. 284.
233
Полярная звезда… на 1824 год. СПб., 1824, с. 207.
234
«Утро вечера мудренее», 1820 (опубл.: Альбом северных муз. СПб., 1828); «За богом молитва, а за царем служба не пропадают» (опубл.: Полярная звезда… на 1825 год. СПб., 1825); «Татьяна Болтова» (опубл.: Альбом северных муз. СПб., 1828); роман «Андрей Безыменный» (написан в Петропавловской крепости, опубл.: СПб., 1832).
235
Корнилович А. О. Соч. и письма. М. — Л., 1957, с. 296.
236
Крылов И. А. Полн. собр. соч., т. 1. М., 1945, с. 205. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
237
На это обратил внимание в свое время Г. А. Гуковский в статье «Лирика Крылова» (см.: И. А. Крылов. Исследования и материалы. М., 1947, с. 209–223).
238
В издававшемся И. Г. Рахманиновым журнале «Утренние часы» за 1788 г. Крыловым было анонимно напечатано несколько басен: «Павлин и Соловей», «Стыдливый игрок», «Судьба Игроков» и «Недовольный гостьми стихотворец».
239
Лобанов М. Жизнь и сочинения И. А. Крылова. СПб., 1847, с. 48.
240
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 8. М., 1955, с. 576. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
241
Глубоко и всесторонне эта проблема решается в книге В. А. Архипова «И. А. Крылов. Поэзия народной мудрости» (М., 1974).
242
См.: Дурылин С. Крылов и Отечественная война 1812 года. — В кн.: И. А. Крылов. Исследования и материалы, с. 147–186; Бриксман М. А. К истолкованию басен Крылова о войне 1812 года. — Труды Лен. гос. библиотечного ин-та им. Н. К. Крупской, 1957, т. 2, с. 147–161.
243
Архипов В. А. И. А. Крылов…, с. 84.
244
Архипов В. А. И. А. Крылов…, с. 87.
245
Кеневич В. Библиографические и исторические примечания к басням Крылова. СПб., 1878, с. 114–115.
246
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 8. М. — Л., 1952, с. 539.
247
Рус. архив, 1877, ч. 1, стб. 279.
248
Грибоедов А. С. Полн. собр. соч., т. 3. СПб., 1913, с. 100–101.
249
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11. М. — Л., 1949, с. 180. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
250
Арапов П. Летопись русского театра. СПб., 1861, с. 262–263.
251
Грибоедов А. С. Полн. собр. соч., т. 1. СПб., 1911, с. 12.
252
В конце XVIII в. драматург П. А. Плавильщиков замечал: «Пусть любопытный пройдет мимо театра во время… русского представления… где-где увидит шестерню. — Одни пешеходы по большей части любят видеть свое…» (Зритель, 1792. ч. 2, с. 139).
253
Ильин Н. И. Великодушие, или Рекрутский набор. СПб., 1807, с. 2.
254
Журн. российской словесности, 1805, № 2, с. 59–70.
255
Шаховской А. А. Комедии. Стихотворения. Л., 1961, с. 752.
256
Лицей, 1806, ч. 3, кн. 3, с. 103.
257
Драматический вестн., 1808, ч. 1, № 1, с. 13.
258
Озеров В. А. Трагедии. Стихотворения. Л., 1960, с. 107. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
259
Жихарев С. П. Записки современника. М. — Л., 1955, с. 331.
260
Катенин П. А. Избранные произведения. М. — Л., 1965, с. 362.
261
Там же, с. 421.
262
Шаховской А. А. Комедии. Стихотворения, с. 135.
263
Там же, с. 357–358.
264
Грибоедов А. С. Горе от ума. М., 1969, с. 41. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
265
Слонимский А. Пушкин и комедия 1815–1820 гг. — В кн.: Временник Пушкинской комиссии, 2. М. — Л., 1936, с. 41.
266
Декабристы и их время, т. 1. М., 1928, с. 25.
267
Полярная звезда… на 1823 год. СПб., 1822, с. 34.
268
Грибоедов А. С. Полн. собр. соч., т. 1, с. 82.
269
Там же, с. 77.
270
Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980, с. 26.
271
Грибоедов А. С. Полн. собр. соч., т. 3, с. 133.
272
Писарев Д. И. Соч., т. 3. М., 1956, с. 362.
273
Современник, 1837, т. 5, с. 70.
274
Гончаров И. А. Собр. соч., т. 8. М., 1955, с. 15.
275
Там же, с. 35.
276
Омарова Д. А. План «Горя от ума». — В кн.: А. С. Грибоедов. Творчество, биография, традиции. Л., 1977, с. 51.
277
Гельвеций К.-А. Соч., т. 2. М., 1974, с. 577, 580.
278
Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. Достоевского. СПб. 1883, с. 375.
279
Ср.: Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Фамусов (от fama — молва), Репетилов (repeter — повторять).
280
Грибоедов А. С. Полн. собр. соч., т. 1, с. 262.
281
Литературное наследство, т. 58. М., 1952, с. 163.
282
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 2, кн. 1. М. — Л., 1947, с. 65. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
283
Пушкин А. С. Стихотворения, т. 1. Л., 1955, с. 674 (Примечания).
284
Томашевский Б. В. Пушкин, кн. 1. М. — Л., 1956, с. 306.
285
Там же, с. 326–327.
286
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 7. М., 1955, с. 358. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
287
Русская потаенная литература XIX столетия. Лондон, 1861, с. XXXIX–XL.
288
Жирмунский В. М. Пушкин и Байрон. Л., 1978, с. 199.
289
Пушкин А. С. Стихотворения, т. 1, с. 695.
290
Душевная сопричастность Татьяны к так охарактеризованному миру «простонародной старины» созвучна нижеследующему и явно гердерианскому высказыванию Карамзина в томе 10 «Истории государства Российского» (СПб., 1824, с. 264) о «старинных песнях русских»: «Не только в наших исторических, богатырских, охотничьих, но во многих нежных песнях заметна первобытная печать старины: видим в них как бы снимок подлинника уже неизвестного; слышим как бы отзыв голоса давно умолкнувшего; находим свежесть чувства (курсив мой, — Е. К.), теряемую человеком с летами, а народом с веками».
291
«Новая Элоиза» Руссо.
292
«Матильда» Коттен.
293
«История сэра Чарльза Грандисона» — роман Ричардсона.
294
Другой роман Ричардсона — «Клариса».
295
Героиня повести Мармонтеля «Школа дружбы» («L’école de l’amitié), что установлено Д. М. Шарыпкиным. См. его статью „Пушкин и „Нравоучительные рассказы“ Мармонтеля“ (Пушкин. Исследования и материалы, т. 8. Л., 1978, с. 127 и сл.).
296
К их числу отнесен в черновиках роман Бенжамена Констана «Адольф» (7, 22).
297
«Любви к родному пепелищу» и ее сопряжению с «наукой чтить самого себя» (курсив Пушкина) посвящено написанное в другом стилистическом ключе стихотворение «Еще одной, высокой, важной песни…» (1829). Курсив обозначает цитату. Процитированное дословно выражение принадлежит М. Н. Муравьеву. См.: Муравьев М. Н. Соч., ч. 1. СПб., 1819, с. 103 («Обитатель предместья»).
298
Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10-ти т., т. 7. Изд. 4-е. Л., 1978, с. 115.
299
Пушкин. [Соч. ], т. 4. Пг., 1910, с. 5–13.
300
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 7. М. — Л., 1935, с. 476–477 (комментарии).
301
[Карамзин Н. М.] История государства Российского, т. 10. СПб., 1824, с. 232. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
302
Шекспир Вильям. Полн. собр. соч. в 8-ти т., т. 4. М. — Л., 1941, с. 478–479.
303
См.: Веселевский С. Б. Исследование по истории класса служилых землевладельцев. М., 1968, с. 106–120.
304
[Карамзин Н. М.] История государства Российского, т. 11. Примечания, с. 68, примеч. 206.
305
Летописная характеристика пополнена у Карамзина данными иноземных источников.
306
Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957, с. 38 и сл.
307
Там же, с. 48–52.
308
[Карамзин Н. М.] История государства Российского, т. 11. Примечания, с. 121, примеч. 430.
309
Шекспир Вильям. Полн. собр. соч. в 8-ми т., т. 3. [М. — Л.], 1937, с. 435.
310
Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля, с. 78.
311
Характерно, что с темой лицемерия связан и возникший у Пушкина в 1821–1822 гг. замысел поэмы об Актеоне, Диане и Эндемоне. Мифологический, не совсем пристойный сюжет поэмы несомненно обращен против «Тартюфа в юбке и короне» — Екатерины II, чудовищное лицемерие которой очерчено Пушкиным в «Заметках по русской истории XVIII века» (1822). До того «лицемерная Диана» упоминается в «Руслане и Людмиле».
312
Подробно об этом см.: Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975, с. 7–8.
313
Тойбин М. И. Пушкин. Творчество 1830-х гг. и вопросы историзма. Воронеж, 1976, с. 63.
314
Там же, с. 65–66.
315
Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974, с. 129 и сл.
316
Этим французским инициалом Пушкин обозначал самого себя.
317
Шарыпкын Д. М. Пушкин и «Нравоучительные рассказы» Мармонтеля, с. 128–138.
318
Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л., 1960, с. 412.
319
См.: Бочаров С. Г. Пушкин и Гоголь («Станционный смотритель» и «Шинель»). — В кн.: Проблемы типологии русского реализма. М., 1960, с. 210–239.
320
Оно, хотя и по-другому, представлялось возможным Гоголю, намекнувшему на это в «Мертвых душах» «Повестью о капитане Копейкине».
321
Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10-ти т., т. 6. М. — Л., 1950, с. 755.
322
Петрунина Н. Н. К творческой истории «Капитанской дочки». — Рус. лит., 1970, № 2, с. 79–92.
323
См.: Данте. «Божественная комедия», окончание 6-й песни «Чистилища».
324
О хронологическом соотношении эволюции замысла романа из времен Пугачева с созданием его «Истории» см.: Петрунина Н. Н. Пушкин — художник и историк в работе над пугачевской темой (1833–1834). Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. филол. наук. Л., 1972.
325
Так в «Пропущенной главе» (8, 383).
326
Эти два стиха белового автографа в печатный текст не вошли явно по цензурным соображениям и были заменены в нем шестью стихами, приводимыми нами ниже.
327
Пушкин. Стихотворения, т. 3. Л., 1955, с. 798 — примечание Б. В. Томашевского.
328
См.: История русской литературы в трех томах, т. 2. М. — Л., 1963, с. 316.
329
Пушкин. Стихотворения, т. 3, с. 501–502. — А. М. Д. = A. M. D.: Ave Mater Dei — Радуйся, божья матерь (латин.).
330
См.: Герштейн Э. Г., Вацуро В. Э. Заметки А. А. Ахматовой о Пушкине. — В кн.: Временник пушкинской комиссии. 1970. Л., 1972, с. 46.
331
Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск, 1975, с. 201.
332
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 8. М., 1952, с. 50.
333
О стилистических принципах поэзии 1820-х гг. см.: Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965; Гинзбург Л. О лирике. М. — Л., 1968 (гл. 1); Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.
334
Давыдов Д. Полн. собр. стихотворений. Л., 1933, с. 89. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
335
См.: Базанов В. Ученая республика. Л., 1964, с. 141 и сл. — О литературно-общественных полемиках этого времени см.: Мордовченко Н. И. Русская критика первой четверти XIX века. М. — Л., 1959 (гл. IV–V).
336
Гнедич Н. И. Стихотворения. Л., 1956, с. 175.
337
Баратынский. Полн. собр. стихотворений, т. 1. Л., 1936, с. 107.
338
Вяземский П. А. Стихотворения. Л., 1958, с. 134–135. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
339
См.: Базанов В. Г. Поэтическое наследие Федора Глинки (20-е — 30-е годы XIX в.). Петрозаводск, 1950.
340
См.: Азадовский М. Языков. — В кн.: Языков. Полн. собр. стихотворений. М. — Л., 1934, с. 12–80; Бухмейер К. Н. М. Языков. — В кн.: Языков Н. М. Полн. собр. стихотворений. М. — Л., 1964, с. 5–52.
341
Языков Н. М. Полн. собр. стихотворений, с. 297.
342
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 7. М. — Л., 1937, с. 63.
343
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 6. М., 1955, с. 268. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
344
Веневитинов Д. В. Избранное. М., 1956, с. 213.
345
Аксаков К. С. Воспоминание студентства. СПб., 1911, с. 17.
346
Герцен А. И. Собр. соч., т. 9. М., 1956, с. 43. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
347
Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Соч., т. 14. М. — Л., 1967, с. 29.
348
Отеч. зап., 1843, т. 27, июнь, отд. VI, с. 33.
349
Этот вопрос всесторонне освещен в кн.: Усакина Т. Петрашевцы и литературно-общественное движение сороковых годов XIX века. Саратов, 1965.
350
Веневитинов Д. В. Избранное, с. 233.
351
Русская стихотворная пародия (XVIII — начало XX века). Л., 1960, с. 328.
352
Веневитинов Д. В. Полн. собр. соч. М., 1934, с. 123.
353
Там же, с. 107.
354
Шевырев С. П. Стихотворения. Л., 1939, с. 51.
355
Козлов И. И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1960, с. 327.
356
Козлов И., Подолинский А. Стихотворения. Л., 1936, с. 157–158.
357
См.: Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки, Л., 1924.
358
Поэты 1820–1830-х годов, т. 2. Л., 1972, с. 88.
359
Там же, т. 1. Л., 1972, с. 677.
360
Языков Н. М. Полн. собр. стихотворений. М., 1964, с. 297.
361
Полежаев А. И. Стихотворения и поэмы. Л., 1957, с. 90.
362
Там же, с. 57.
363
Бенедиктов В. Г. Стихотворения. Л., 1939, с. 54. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
364
Баратынский Е. Полн. собр. стихотворений. Изд. 2-е. Л., 1957, с. 311. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
365
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 13. М. — Л., 1937, с. 108. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
366
Баратынский Е. А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. М., 1951, с. 487.
367
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11. М. — Л., 1949, с. 229.
368
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 10. М., 1956, с. 300. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
369
Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 3. М., 1947, с. 181.
370
Стасов В. В. Избранные статьи о музыке. М., 1949, с. 190.
371
Русские песни XIX века. М., 1944, с. 97.
372
Кольцов А. В. Соч. М., 1966, с. 122. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
373
Успенский Г. И. Полн. собр. соч., т. 7. М. — Л., 1950, с. 39.
374
Слово о Кольцове. Русские советские писатели об А. В. Кольцове. Воронеж, 1969, с. 23.
375
Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. 5. М., 1966, с. 27.
376
Огарев Н. П. Избранные произведения, т. 2. М., 1956, с. 489.
377
Ср.: Письмо Кольцова к Белинскому от 25 марта 1841 г. (с. 383).
378
Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 1. М., 1939, с. 551.
379
Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. 5, с. 23.
380
Кюи Ц. А. Русский романс. Очерк его развития. СПб., 1896, с. 60–68.
381
Добролюбов Н. А. Полн. собр. соч., т. 1. М. — Л., 1934, с. 237.
382
Там же, т. 2. М. — Л., 1935, с. 579.
383
Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. 5, с. 37–38.
384
См.: Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем, т. 10. М., 1950, с. 203.
385
См.: Слово о Кольцове. Воронеж, 1969.
386
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 5. М., 1954, с. 453. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
387
См.: Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. Л., 1940, с. 194–223.
388
См. в кн.: М. Ю. Лермонтов. Вопросы жизни и творчества. Орджоникидзе, 1963, с. 25–35, 36–53; ср.: Григорьян К. Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975.
389
Герцен А. И. Полн. собр. соч. в 30-ти т., т. 8. М., 1956, с. 161. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
390
Характеризуя предславянофильское течение русской философско-исторической мысли, С. Тураев и И. Усок говорят о поэме Лермонтова «Измаил-Бей» и о стихотворении «Спор» как о произведениях, в которых нашла место русская модификация гегелевской концепции исторического прогресса. При этом авторы справедливо добавляют, что постановка проблемы «Лермонтов и Гегель» назрела и в ряде других аспектов (см.: Развитие реализма в русской литературе, т. 2. М., 1972, с. 151).
391
См.: Журавлева А. И. Лермонтов и философская лирика 30-х годов XIX в. — В кн.: Научные доклады высшей школы. Филолог. науки, 1964, № 3, с. 3–15.
392
Володин А. И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века. М., 1973, с. 6.
393
Лермонтов М. Ю. Соч. в 6-ти т., т. 1. М. — Л., 1954, с. 306. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
394
См.: Луначарский А. В. Лермонтов-революционер. — В кн.: Луначарский А. В. Собр. соч., т. 1. М., 1963, с. 44–89.
395
Горький М. Собр. соч. в 30-ти т., т. 11. М., 1951, с. 355.
396
Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1972, с. 35.
397
А. А. Лопухин в письме к Лермонтову, сообщая о недовольстве московских родственников и друзей его якобы вынужденным переходом на военную службу, добавлял, что поэт всех обманул: «Это было единственное твое желание» (6, 466).
398
Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. (юбилейное), т. 6. М. — Л., 1929, с. 11.
399
См.: Усок И. Е. К спорам о художественном методе М. Ю. Лермонтова. — В кн.: К истории русского романтизма. М., 1973, с. 295.
400
Подобная установка сделала возможным сопоставительный анализ между идеями поэмы «Измаил-Бей» и «Гамлетом» Шекспира в статье В. С. Виноградова «О поэме М. Ю. Лермонтова „Измаил-Бей“» (см.: Литература и Кавказ. Ставрополь, 1972, с. 32–48).
401
Лермонтов М. Ю. Избранные соч. Ред., вступит. статья и примеч. Александра Блока. Берлин — Петербург, 1920, с. 509.
402
Запись «У России нет прошедшего: она вся в настоящем и будущем», 1841 (6, 384–385).
403
См.: Андроников И. Л. Исторические источники «Вадима». — В кн.: Андроников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки. М., 1964, с. 94–116.
404
См.: Найдич Э. Э. Поэма «Сашка». — В кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова. М., 1964, с. 132–148.
405
См.: Михайлова Е. Н. Проза Лермонтова. М., 1957, с. 148, 160–161.
406
Эйхенбаум Б. М. Опыт историко-литературной оценки. Л., 1924, с. 13.
407
Дурылин С. На путях к реализму. — В кн.: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, сб. 1. М., 1941, с. 186.
408
Мордовченко Н. В. Белинский и русская литература его времени. М. — Л., 1950, с. 109.
409
Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969, с. 205.
410
См. об этом: Слащева Л. Е. Категория времени в художественном содержании. (На материале лирики М. Ю. Лермонтова). — В кн.: Филологический сборник, вып. 6–7. Алма-Ата, 1967, с. 322–325.
411
Тихонов Н. С. Заметки писателя (1939). — В кн.: М. Ю. Лермонтов в русской критике. М., 1955, с. 280–283.
412
И здесь возможна лирическая трансформация образа из запасников ранней поэзии. В строфе XIV поэмы «Сашка» тоже фигурирует ветка на киоте, освещенном лампадой, по-своему настраивающая героиню на мечтательный лад.
413
В письме к М. А. Лопухиной от 2 сентября 1832 г., значительную часть которого составляет самоанализ, Лермонтов говорит и о снах: «Удивительная вещь — сны! — изнанка жизни, которая подчас приятнее действительности! Я ведь не разделяю мнение тех, кто говорит, будто жизнь только сон; я очень сильно чувствую ее реальность, ее завлекающую пустоту! Я никогда не сумею отрешиться от нее в такой степени, чтобы добровольно презирать ее…» (6, 705).
414
Несколькими строками ниже приведенного из романа текста следует полушуточная философская сентенция: «После этого говорите, что душа не зависит от тела!» (6, 323).
415
В романе усматриваются, кроме исходных мыслей, пунктирные черты образов, а иногда и словесные сочетания, «тезисы» текста стихотворений «Пленный рыцарь», «Отчего», «И скучно, и грустно», «Из-под таинственной холодной полумаски», «Выхожу один я на дорогу» и др. Чаще всего из романа в качестве поэтических мотивов извлекаются психологические миниатюры, мгновенно схваченные состояния души. Например, в главе «Княжна Мери», в описании танцующей девушки, Печорина особенно трогает локон, «отделившийся в вихре вальса от своих товарищей». Тот же «локон своевольный, Родных кудрей покинувший волну» в стихотворении о минуте душевной близости («Из-под таинственной холодной полумаски», 1841).
416
Имеются в виду пять лет, отделяющие гибель Пушкина от гибели Лермонтова, — расцвет творческой деятельности последнего.
417
О тенденции к своеобразному социально-психологическому полифонизму в романе см.: Фридлендер Г. М. Лермонтов и русская повествовательная проза. — Рус. лит., 1965, № 1, с. 45.
418
О художественной природе «Героя нашего времени» в связи с проблемой творческого метода см. в кн.: Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Воронеж, 1973, с. 451–608. — Автор решает вопрос на диалектической основе, но употребляет не всегда удачные термины.
419
Литературная Россия, 1974, 18 окт., № 42, с. 7.
420
Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX в. Опыт типологии жанра. М., 1971, с. 269.
421
О творческой истории поэмы «Демон» см.: Найдич Э. Последняя редакция «Демона». — Рус. лит., 1971, № 1, с. 72–78.
422
М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. Пенза, 1960, с. 26.
423
О «двойном возмездии» см.: Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова. Л., 1964, с. 61–63, 83–86.
424
Блок А. Собр. соч., т. 5. М. — Л., 1962, с. 423.
425
Огарев Н. П. Стихотворения и поэмы, т. 1. Л., 1937, с. 330.
426
Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова, с. 138–246.
427
Турбин В. Н., Мелихова Л. С. Поэмы Лермонтова. М., 1969, с. 15–16.
428
Белинский в обзоре литературы за 1842 год назвал «Сказку для детей», несмотря на ее незавершенность, «лучшим, самым зрелым из всех его произведений» (6, 533).
429
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 8. М., 1952, с. 402.
430
Поэты-петрашевцы. Л., 1957, с. 122.
431
Гончаров И. А. Собр. соч., т. 8. М., 1955, с. 75.
432
См.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 6. М., 1955, с. 526–527, 533; т. 8, с. 94–95; т. 9, с. 392; т. 10, с. 33. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию). — См. также статьи В. Н. Майкова о сборнике стихотворений А. Н. Плещеева, вышедшем в 1846 г., и Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты»: Майков В. Критические опыты. СПб., 1891, с. 129; Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем, т. 9. М., 1950, с. 190–193. (Ниже все ссылки даются по этому изданию).
433
Ср. в рецензии Некрасова на «Дамский альбом, составленный из отборных страниц русской поэзии» (СПб., 1854): «…сильного деятеля-поэта, равного Пушкину или даже Лермонтову, наша литература теперь не имеет» (9, 243).
434
Достоевский Ф. М. Полн. собр. художественных произведений, т. 12. М. — Л., 1929, с. 348.
435
В то же время «бенедиктовщина», как и всякое другое проявление эпигонского романтизма (поздний Н. М. Языков, Н. В. Кукольник), становится предметом многочисленных пародий. Особенно примечательны в этом отношении стихотворения Нового поэта (И. И. Панаева), пародирующие романтические штампы (сюжеты о гении и толпе, «испанская» и прочая экзотика любовной лирики, чрезвычайное распространение подражаний Гейне и др.) и «салонное» сочинительство (пародии на Ростопчину).
436
См.: Григорьев А. Соч., т. 1. СПб., 1876, с. 161.
437
С «поэзией мысли» генетически связано и лирическое творчество славянофилов — К. С. Аксакова (1817–1860) и в 40-е гг. А. С. Хомякова (1804–1860), — любопытное как явление идейной жизни эпохи, но не слишком интересное в поэтическом отношении (см.: Поэты 1840–1850-х годов. Л., 1972, с. 48–50).
438
См. об этом: Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974, с. 143.
439
Бакунин М. А. Собр. соч. и писем. 1828–1876, т. 2. М., 1934, с. 242.
440
Поэты кружка Станкевича. М. — Л., 1964, с. 496.
441
Там же, с. 509.
442
Там же, с. 276.
443
Григорьев А. Собр. соч., вып. 7. М., 1915, с. 87.
444
Губер Э. И. Соч., т. 3. СПб., 1860, с. 278.
445
Поэты 1840–1850-х годов, с. 155.
446
См.: Григорьев А. Избранные произведения. Л., 1959.
447
См.: Тургенев И. С. Стихотворения и поэмы. Л., 1970.
448
См.: Аксаков И. С. Стихотворения и поэмы. М., 1960.
449
Рус. обозрение, 1897, № 2, с. 594.
450
Москвитянин, 1853, № 1, отд. V, с. 38.
451
Это условное обозначение жанра; произведение представляет собой собрание лирических монологов, как бы лирический дневник поэта: «Что я писал вам в этот раз? Письмо ли это или ода, Или элегия?.. (Огарев Н. П. Стихотворения и поэмы. Л., 1956, с. 432).
452
Там же, с. 397 и 439.
453
См.: Купреянова Е. Н. Идеи социализма в русской литературе 30–40-х годов. — В кн.: Идеи социализма в русской классической литературе. Л., 1969, с. 144–145.
454
Герцен А. И. Собр. соч., т. 10. М., 1956, с. 343 (курсив мой, — И. Ч.).
455
Поэты-петрашевцы, с. 265–267, 269–273.
456
См.: там же, с. 192, 258, 262, 219.
457
Майков В. Критические опыты, с. 130.
458
Ср. у Герцена: «Петрашевцы… прямо из немецкой философии шли в фалангу Фурье…» (Герцен А. И. Собр. соч., т. 10, с. 344).
459
Поэты-петрашевцы, с. 274.
460
Там же, с. 263.
461
Внимание к жанровой форме песни в начале 40-х гг. было вызвано и возможностью использовать ее отличительные жанровые признаки (резкие перебои ритма, чередование напевных и интонационно отрывистых строк) для усиления выразительности стиха. Как заметила Л. Я. Гинзбург, «в поэтике традиционных поэтических образов синтаксис должен был иметь особое, часто решающее значение. Именно на ритмико-синтаксический строй ложилась тогда задача извлечения из слов тонких дифференцирующих оттенков» (Гинзбург Л. О лирике, с. 45).
462
Отеч. зап., 1850, июнь, отд. VI, с. 65.
463
Майков А. Н. Избранные произведения. Л., 1977, с. 720. — Обращение к антологическому жанру не было единственным средством борьбы с «надоевшими» элегиями. Тургенев, например, обращается к пейзажной лирике, созданию живописных картин умиротворенной, полной покоя и мягкой прелести природы («Весенний вечер», 1843; «Осень», 1842; цикл «Деревня», 1846). Эти описания глубоко лиричны, сдержанны по тону, что, так же как и характер детализации, позволяет соотносить их с антологической лирикой.
464
Москвитянин, 1850, № 15, авг., кн. 1, отд. IV, с. 74.
465
Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи. М., 1957, с. 50.
466
Щербина Н. Греческие стихотворения. Одесса, 1850, с. 92 (Послесловие).
467
См.: Щербина Н. Ф. Избранные произведения. Л., 1970.
468
Григорьев А. Литературная критика. М., 1967, с. 86.
469
Дружинин А. В. Собр. соч., т. 7. СПб., 1866, с. 495.
470
Фет А. А. Полн. собр. стихотворений. Л., 1959, с. 454.
471
Дружинин А. В. Собр. соч., т. 7, с. 119–120.
472
См.: Фет А. А. Полн. собр. стихотворений, с. 177, 418, 444, 447.
473
Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т. 60. М., 1949, с. 217.
474
См.: Полонский Я. П. Стихотворения. Л., 1954.
475
Дружинин А. В. Собр. соч., т. 7, с. 132.
476
Шимкевич К. Бенедиктов, Некрасов, Фет. — В кн.: Поэтика. Сб. статей. Л., 1929, с. 125–134.
477
Ямпольский И. Середина века. Очерки о русской поэзии 1840–1870-х гг. Л., 1974, с. 52.
478
О тенденции к объективной повествовательности и о поисках пути к ней писал П. П. Громов. См. его вступительные статьи в кн.: Павлова К. Полн. собр. стихотворений. М. — Л., 1964; Григорьев А. Избранные произведения. Л., 1959.
479
См., например, статью Григорьева «Об элементах драмы в нынешнем русском обществе» (Театральная летопись, 1845, № 7, с. 74).
480
В этой связи напомним замечание Б. В. Томашевского о том, что от «Домика в Коломне» — «рассказа о малых людях, о петербургском захолустье» — «ведет начало наша „натуральная школа“, которая через „Шинель“ Гоголя и „Бедных людей“ Достоевского привела русскую литературу к социальному роману середины XIX в.» (Томашевский Б. Пушкин, кн. 2. М. — Л., 1961, с. 393).
481
Современник, 1848, т. VIII, отд. III, с. 60.
482
Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения, т. 2. М., 1956, с. 416. — Характерный признак «отставания» от времени «рефлективной» лирики — появление пародий и карикатур на наиболее известных авторов, сосредоточивших свое внимание на этом роде поэзии. Известны, например, две карикатуры на Губера в «Ералаше» 1847 г. На одном рисунке скелеты несут Губера, рассматривающего череп; на другом поэт изображен как завсегдатай светских маскарадов — под рисунком подпись из его стихов: «Тяжело, не стало силы, ноет грудь моя, злое горе до могилы дотащу ли я?».
483
Такой же смысл и второго из сатирических рисунков (карикатуры на Губера), помещенного в «Ералаше».
484
Ист. вестн., 1890, т. 40, с. 296–299.
485
На связь этого цикла Некрасова с современной ему прозой, в частности со статьей А. И. Герцена «Капризы и раздумье», указал И. Г. Ямпольский (см.: Ямпольский И. Середина века. Очерки о русской поэзии 1840–1870-х гг., с. 63–64).
486
Рус. слово, 1861, № 12, отд. II, с. 62–63.
487
Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения, т. 2, с. 327.
488
На связь стихотворения Некрасова с кольцовской традицией указал В. Гиппиус в своей статье «Некрасов в истории русской поэзии XIX века» (см.: Литературное наследство, т. 49–50. М., 1946, с. 36).
489
Поэты 1840–1850-х годов, с. 283.
490
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 5. М. — Л., 1949, с. 93.
491
Поэты 1840–1850-х годов, с. 180.
492
Поэты-петрашевцы, с. 113–114.
493
Устав «Союза Благоденствия». — В кн.: Избранные социально-политические и философские произведения декабристов, т. 1. М., 1951, с. 270.
494
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 13. М. — Л., 1937, с. 341. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
495
Телескоп, 1831, ч. 1, № 3, с. 383.
496
То есть Трифоном (вместо Аристарха) — описка Пушкина.
497
Погорельский А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии. Монастырка. М., 1960, с. 47.
498
Труды Вольного общества любителей российской словесности, 1823, ч. 24, с. 125.
499
См.: Рус. архив, 1908, № 10, с. 257.
500
Альциона на 1833 год. СПб., 1833, с. 177.
501
Погодин М. Повести, ч. 1. М., 1832, с. 178.
502
Надеждин Н. И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972, с. 321 (впервые: Телескоп, 1832, № 17).
503
См.: Вацуро В. Э. От бытописания к «поэзии действительности». — В кн.: Русская повесть XIX века. Л., 1973, с. 211–212.
504
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 9. М., 1955, с. 687. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
505
Полевой Н. Мечты и жизнь. Были и повести, ч. 1. М., 1833, с. 85.
506
Там же, ч. 2. М., 1834, с. 109.
507
Там же, с. 79.
508
Бестужев-Марлинский А. А. Соч. в 2-х т., т. 1. М., 1958, с. 565–566.
509
Литературное наследство, т. 43–44. М., 1941, с. 519.
510
Бестужев-Марлинский А. А. Соч. в 2-х т., т. 2. М., 1958, с. 660.
511
Там же, с. 637.
512
Алексеев М. П. Этюды о Марлинском. Иркутск, 1928, с. 33.
513
Бестужев-Марлинский А. А. Соч. в 2-х т., т. 2, с. 665.
514
Одоевский В. Ф. Соч., ч. 2. СПб., 1844, с. 331.
515
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 10. Л., 1940, с. 248.
516
Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 1975, с. 181.
517
Рус. архив, 1879, № 5, с. 122.
518
Павлов Н. Ф. Повести и стихи. М., 1957, с. 212.
519
Булгарин Ф. Иван Выжигин, ч. 1. СПб., 1829, с. IV.
520
История русского романа, т. 1. М. — Л., 1962, с. 265.
521
Загоскин М. Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. М., 1956, с. 11.
522
Загоскин М. Н. Рославлев, или Русские в 1812 г. М., 1955, с. 13.
523
Полевой Н. А. Клятва при гробе господнем, ч. 1. М., 1832, с. XLII–XLV.
524
Лажечников И. И. Соч. в 2-х т., т. 2. М., 1963, с. 127.
525
Там же, с. 51.
526
Там же, с. 322.
527
Вельтман А. Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея, кн. 1. М., 1848, с. 1.
528
До того, в 1829 и 1830 гг., Пушкин опубликовал два отрывка из романа «Арап Петра Великого», оставшегося незаконченным. Но до выхода «Вечеров» Гоголь также напечатал (анонимно) одну из вошедших в этот цикл повестей под заглавием «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» (1830), главу из неоконченного исторического романа «Гетьман» (1831) и две главы из «малороссийской повести» «Страшный кабан» (1831), одну из них — под псевдонимом «П. Глечик».
529
Факт, отмеченный Чернышевским, но далеко не всегда учитываемый исследователями, загипнотизированными литературным старшинством Пушкина-поэта над прозаиком Гоголем. Так, например, по мнению Г. А. Гуковского, «Гоголь усвоил для „Вечеров“ трехчастную композицию авторского образа, данную „Повестями Белкина“» (Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М. — Л., 1959, с. 41). Гоголь решительно ничего из «Повестей Белкина» усвоить не мог, поскольку написал и сдал в типографию первую часть «Вечеров» до знакомства с Пушкиным, а вышла она несколько раньше «Повестей Белкина».
530
Из своих многочисленных художественно-прозаических начинаний Пушкин полностью осуществил и опубликовал, помимо «Повестей Белкина», только два: «Пиковую даму» (1834) и «Капитанскую дочку» (1836). За те же годы, т. е. еще при жизни Пушкина, Гоголь создал и опубликовал семнадцать из девятнадцати своих повестей, не считая написанного прозой «Ревизора».
531
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 6. М., 1951, с. 134. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
532
Наиболее подробно этот вопрос освещен в статье Н. Н. Петруниной и Г. М. Фридлендера «Пушкин и Гоголь в 1831–1836 годах» (см.: Пушкин. Исследования и материалы, т. 4. Л., 1960, с. 197–228).
533
Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 3. М., 1947, с. 18.
534
См. обстоятельную статью М. И. Гиллельсона «Проблема России и Запада в отзывах писателей пушкинского круга» (Рус. лит., 1974, № 2, с. 121).
535
Пушкин. Полн. собр. соч., т. 12. М. — Л., 1949, с. 27.
536
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 1. М., 1953, с. 97. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
537
Канунова Ф. З. Некоторые особенности реализма Гоголя. Томск, 1962, с. 92.
538
См.: Фридлендер Г. М. Вопросы реализма в творчестве Гоголя 30-х годов. — В кн.: Проблемы реализма в русской литературе XIX века. М. — Л., 1961, с. 73.
539
См.: Машинский С. Гоголь. 1852–1952. М., 1951, с. 65.
540
Гердер И.-Г. Избранные соч. М. — Л., 1959, с. 324–325.
541
Гиппиус В. В. Н. В. Гоголь. — В кн.: Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 1, с. 28.
542
См.: Карпенко А. О народности Н. В. Гоголя. (Художественный историзм писателя и его народные истоки). Киев, 1973.
543
Пономарев С. М. А. Максимович. Биографический и историко-литературный очерк. — Журн. Мин-ва нар. просвещения, 1871, № 10, с. 211.
544
Последний выразительный штрих первопечатной редакции, к сожалению, выпал из редакции, принятой в академическом издании за окончательную.
545
Герцен А. И. Собр. соч., в 30-ти т., т. 7. М., 1956, с. 228–229.
546
Манн Ю. Комедия Гоголя «Ревизор». М., 1966, с. 19–20.
547
Цит. по кн.: Пыпин А. Н. Общественное движение при Александре I. СПб., 1900, с. 550. Приложения. (Ниже ссылки в тексте даются по этому изданию).
548
См.: Гиппиус В. Гоголь. Л., 1924, с. 167.
549
Очевидно, это описка. Следует думать, что имеется в виду не второй том, а первая часть первого тома.
550
Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 3, с. 774.
551
В окончательном тексте они уступили место нейтральному в цензурном отношении Обуховскому мосту.
552
Кулиш П. А. Записки о жизни Н. В. Гоголя, ч. 1. СПб., 1866, с. 330–331.
553
Спиро С. П. Беседы с Толстым. М., 1911, с. 13.
554
Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 94.
555
Вот эти главы: «Нужно любить Россию», «Нужно проездиться по России», «Что такое губернаторша», «Страхи и ужасы России», «Занимающему важное место».
556
Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 3, с. 20.
557
Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 1. М., 1953, с. 24. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
558
Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Соч., т. 7. М. — Л., 1964, с. 201. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
559
Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. 6. М., 1951, с. 134. (Ниже все ссылки в тексте даются по этому изданию).
560
См.: Аксаков К. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». М., 1842, с. 4. — Специальный анализ этой статьи см.: Кошелев В. А. «Мертвые души» в трактовке ранних славянофилов. — Рус. лит., 1976, № 3, с. 82–100.
561
Самарин Ю. Ф. Соч., т. 1. М., 1877, с. 113 и 140.
562
Об отношении Белинского к французским физиологическим очеркам, о его участии в полемике по вопросу об их оценке и о воздействии французской очерковой литературы на русскую беллетристику 40-х гг. XIX в. см.: Цейтлин А. Г. Становление реализма в русской литературе. (Русский физиологический очерк). М., 1965, с. 31–89. — Те же вопросы затронуты и в монографии: Якимович Т. Французский реалистический очерк 1830–1848 гг. М., 1963.
563
Григорович Д. В. Полн. собр. соч., т. 12. СПб., 1896, с. 266–267.
564
См.: Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти т. Изд. 2-е. Соч., т. 1. М., 1978, с. 415. — Первую публикацию и анализ этого документа см.: Белецкий А. И. Из материалов для изучения И. С. Тургенева. — В кн.: Документы по истории литературы и общественности, вып. 2. И. С. Тургенев. Центрархив РСФСР. М. — Пг., 1923, с. 37–38.
565
Самарин Ю. Ф. Соч., т. 1. М., 1877, с. 86.
566
Никитенко А. В. О современном направлении русской литературы. — Современник, 1847, т. 1, с. 69–70.
567
Там же, с. 70.
568
Бутков Я. Петербургские вершины, кн. 1. СПб., 1845, с. XII.
569
Там же, с. VIII–IX.
570
Там же.
571
Там же, с. XIV–XV.
572
Чистова И. С. Творчество Я. П. Буткова и литературное движение 1840-х годов. Автореф. на соиск. учен. степени канд. филол. наук. Л., 1974, с. 5.
573
Бутков Я. П. Петербургские вершины, кн. 1, с. 13.
574
Там же, с. 108.
575
Сев. пчела, 1845, 27 окт., № 243.
576
История возникновения термина «натуральная школа» была обстоятельно исследована в работе: Мордовченко Н. И. Белинский в борьбе за натуральную школу. — Литературное наследство, т. 55, кн. 1. М., 1948, с. 203–205. — В этой работе (с. 206–258), а также и в книге Н. И. Мордовченко «В. Белинский и русская литература его времени» (М. — Л., 1950, с. 213–282) последовательно прослежена борьба, которая велась в критике вокруг «натуральной школы».
577
См.: Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. М., 1965, с. 4–19.
578
Сев. пчела, 1846, 1 марта, № 48.
579
Там же, 1847, 12 апр., № 81.
580
Григорович Д. В. Полн. собр. соч., т. 12, с. 267–268.
581
См.: Купреянова Е. Н. Идеи социализма в русской литературе 30–40-х годов. — В кн.: Идеи социализма в русской классической литературе. Л., 1969, с. 109.
582
Сев. пчела, 1845, 19 окт., № 236.
583
Самарин Ю. Ф. Соч., т. 1, с. 87.
584
Григорьев А. Соч., т. 1. СПб., 1876, с. 32.
585
Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма. — В кн.: Виноградов В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976, с. 162.
586
Скафтымов А. П. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958, с. 123.
587
О воздействии художественной системы Гоголя на Достоевского и о полемике молодого Достоевского с его учителем писал ряд исследователей. Укажем некоторые работы этого плана: Виноградов В. В. Эволюция русского натурализма. Гоголь и «натуральная школа», с. 101–120, 150–187, 225–227; Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии). — В кн.: Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977, с. 198–226; Кирпотин В. Я. 1) Ф. М. Достоевский. Творческий путь. М., 1960, с. 227–261; 2) Достоевский и Белинский. Изд. 2-е. М., 1976; Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М. — Л., 1964, с. 54–60; Бочаров С. Г. Переход от Гоголя к Достоевскому. — В кн.: Смена литературных стилей. М., 1974, с. 17–57.
588
Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т., т. 4. М., 1955, с. 218.
589
Там же.
590
Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. (юбилейное), т. 66. М., 1953, с. 409.
591
Григорьев А. Полн. собр. соч. и писем, т. 1. Пг., 1918, с. 125–127.
592
Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 2. М., 1949, с. 214.
593
Анализ этой линии повести натуральной школы см.: Манн Ю. Утверждение критического реализма. Натуральная школа. — В кн.: Развитие реализма в русской литературе, т. 1. М., 1972, с. 237–248; Кийко Е. И. Сюжеты и герои повестей натуральной школы. — В кн.: Русская повесть XIX века. Л., 1973, с. 267–296.
594
Гете И. В. Собр. соч., т. 7. М., 1978, с. 199.