Индивид и социум на средневековом Западе (примечания)
1
Концепция моей книги, как мне пришлось убедиться, не была адекватно воспринята отдельными критиками, утверждавшими, будто бы я придерживаюсь мнения Буркхардта об «открытии человека» в эпоху Ренессанса. Тем самым они приписали мне мысль, диаметрально противоположную моей. По-видимому, я сам явился отчасти невольным виновником этого недоразумения, так как неосторожно начал введение к книге с рассмотрения «группового портрета» монахинь в рукописи Херрады Ландсбергской, подчеркивая при этом стереотипность изображений их лиц. Правда, непосредственно вслед за тем я писал о несостоятельности вывода об отсутствии интереса к личности и индивидуальности в средневековом искусстве. Мои критики, видимо, не удосужились прочитать книгу полностью. Воистину. мы столько пишем, что нам некогда внимательно ознакомиться с трудами своих коллег!
2
См.: Caprara G. V. The notion of personality: historical and recent perspectives // European Review. Cambridge, 1999. Vol. 7. № 1.
3
Misch G. Geschichte der Autobiographic Bd. I–IV. 2. Aufl. Frankfurt / M. 1949–1962. Нижеследующий очерк историографии ни в коей мере не исчерпывающ. Конкретные вопросы, обсуждаемые в медиевистике, рассмотрены в ряде глав книги и в экскурсах, ее завершающих.
4
Uilman W. The Individual and Society in the Middle Ages. Baltimore, 1966. Уолтер Уллмэн, исследование которого сосредоточено на политико-правовых аспектах проблемы соотношения индивида и социума в Средние века, также рассматривает ее в свете приближения к гражданскому обществу Нового времени. «Человечность человека», согласно Уллмэну, постепенно выдвигается в центр внимания, и индивид приобретает приоритет перед обществом. Эти сдвиги, по его мнению, происходят начиная с XII–XIII столетий. Ср.: Vogt G. Die Wiederbelebung der classischen Altertums, oder das erste Jahrhundert des Humanismus. Berlin, 1859. S. 80 ff.: Петрарка – «пророк новой эры, предок современного мира».
5
Morris С. The Discovery of the Individual. 1050–1200. L., 1972.
6
См. также: Брук К. Возрождение XII века // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.
7
Ламентации о кризисе и даже изживании индивидуализма в современном западном обществе ныне довольно распространены. Здесь нет ни возможности, ни необходимости входить в их оценку. Отмечу только, что наряду с рассуждениями подобного рода высказываются более здравые, на мой взгляд, суждения о том, что на протяжении истории индивидуализм менял и продолжает менять свой облик и что в настоящее время речь может идти не об его упадке, а о перестройке его содержания. См.: Reconstructing Individualism. Autonomy, Individuality, and the Self in Western Thought / Ed. T. C. Heller, M. Sosna, D. E. Wellbery. Stanford, 1986.
8
Morris С. Op. cit, p. 158 f.
9
Bynum С W. Did the Twelfth Century Discover the Individual? // The Journal of Ecclesiastical History, 1980. Vol. XXXI. P. 1—17 (= Bynum С. W. Jesus as Mother: Studies in the Spirituality of the High Middle Ages. Berkeley; Los Angeles. 1982. P. 82–109).
10
Bynum С. W. Jesus as Mother. P. 95–97, 101.
11
Ibid., p. 11. Цитата взята из работы Ив Конгар, опубликованной в Etudes de civilisation medievale. Poitiers, 1973. P. 159.
12
Bynum С. W. Op. cit. P. 88–90, 104 ff. Моррис отвечал на критику, продолжая отстаивать свой тезис об «открытии индивида» в XII веке. (Morris С. Individualism in Twelfth-Century Religion. Some Further Reflections // The Journal of Ecclesiastical History, 1980. Vol. XXXI, N 2. P. 195–206).
13
Benton J. F. Culture, Power and Personality in Mediaeval France. Ed. by T. N. Bisson. N.Y., 1991.
14
Benton J. F. The Personality of Guibert of Nogent // Psychoanalytic Review, 1970–1971, Vol. 57, No. 4, p. 563–586; ejusd. Self and Society in Medieval France: The Memoirs of Abbot Guibert of Nogent. N.Y., 1970.
15
Chenu M.-D. L'éveil de la conscience dans la civilisation medievale. Montréal – P., 1969. P. 14–15. Ср.: Chenu M.-D. La théologie au douziéme siécle. P., 1957.
16
Chenu M.-D. L'éveil… P. 31, 32.
17
Clanchy М. Т. Abelard. A Mediaeval Life. Oxford, 1997. См. рецензию С. И. Лучицкой в «Одиссее – 1999».
18
Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. М. – Л… 1934. С. 463.
19
Macfarlane A. The Origins of English Individualism: The Family, Property and Social Transition. Oxford, 1978.
20
См.: Bayer H. Zur Soziologie des mittelalterlichen Individualisierungsprozesses. Ein Beitrag zu einer wirklichkeitsbezogenen Geistesgeschichte // Archiv fur Kulturgeschichte, 1976, Bd. 58., H. 1. S. 115–153.
21
Personality and Social Systems / Ed. N. J. Smelser, W. T. Smelser. N.Y., 1967.
22
L'uomo medievale. A cura di J. Le Golf. Roma; Bari, 1987.
23
Ladner G. B. Homo viator. Mediaeval Ideas on Alienation and Order // Speculum, 1967, Vol. 42. P. 235–259.
24
L'uomo medievale. P. 34.
25
Castelnuovo E. L'artista // L'uomo medievale, p. 237–269.
26
Vauchez A. Il santo // Ibid. P. 353–390.
27
L'uomo medievale, p. 29; Ле Гофф Ж. С небес на землю (перемены в системе ценностных ориентаций на христианском Западе XII–XIII вв.) // Одиссей. Человек в истории – 1991. М., 1991. С. 25–47.
28
Schmitt J.-С. La decouverte de l'individu, une fiction historiographique? // La fabrique, la figure et la feinte. Fictions et Statut des Fictions en Psychologie. Sous la dir. de P. Mengal, F. Parot. P., 1989. P. 213–236.
29
Schmitt J.-C. La culture de I'imago // Annales, 1996, № 1, p. 7. См. также: Reconstructing Individualism. Autonomy, Individuality, and the Self in Western Thought. Stanford, 1986.
30
Duby G. Guillaume le Maréchal ou le meilleur chevalier du monde. P., 1984.
31
Duby G. Guillaume le Maréchal ou le meilleur chevalier du monde. P. 46.
32
Le Goff J. Saint Louis. P., 1996. См. рецензию М. Ю. Парамоновой в «Одиссее – 1997».
33
Individuum: Probleme der Individualitat in Kunst, Philosophie und Wissenschaft / Hrsg. G. Boehm, E. Rudolph. Stuttgart, 1994.
34
Individuum und Individualitat im Mittelalter / Hrsg. J. A. Aertsen, A. Speer. Berlin, N.Y., 1996.
35
Естественно, здесь были упомянуты лишь немногие работы; более специальные исследования рассматриваются ниже в разных разделах книги.
36
О поиске итальянскими гуманистами собственной индивидуальности см. работы Л. М. Баткина «Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления». М., 1978; «Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности». М., 1989; «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления». М., 1990.
37
Шкуратов В. А. Не позабыть вернуться назад // Одиссей. Человек в истории – 1990. М., 1990. С. 35.
38
В ходе проведенной в 1988 г. в московском семинаре по исторической психологии дискуссии на тему «Индивидуальность и личность в истории» (см.: Одиссей. Человек в истории – 1990. С. 6—89), в которой приняли участие специалисты разного профиля, был высказан ряд интересных мыслей. Вместе с тем были продемонстрированы предельная разноголосица в интерпретации личности и индивидуальности и логическая непроработанность этих понятий историками. Подробнее см. экскурс Б.
39
Dronke P. Abelard and Heloise in Medieval Testimonies. Glasgow, 1976.
40
Чуть ли не единственное исключение – «История автобиографии» Георга Миша, который посвятил целую главу личности и творчеству исландского скальда Эгиля Скаллагримссона. (Misch G. Geschichte der Autobiographie. Bd.2, Т. 1, H. 1, S. 131–177).
41
Dopsch A. Beitrage zur Sozial– und Wirtschaftsgeschichte. Gesammelte Aufsatze. Wien, 1938. Статья Допша «Wirtschaftsgeist und Individualismus im Frühmittelalter» впервые была опубликована в 1929 г.
42
Подробнее см.: Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. I. СПб., 1999.
43
Hatt G. Prehistoric Fields in Jutland // Acta archaeologica, 1931, II; ejusd. Oldtidsägre // Det Kongelige Danske Videnskabernes Selskab, Arkaeologisk-kunsthistoriske skrifter. Köbenhavn, 1949, Bd. 2. № 2; Jahnkuhn H. Archäologie und Geschichte. Vorträge und Aufsatze. Berlin, N. Y., Bd. 1, 1976; Haarnagel W. Die Grabung Feddersen Wierde. Methode, Hausbau, Siedlungs– und Wirtschaftsformen sowie Sozialstruktur. Wiesbaden, 1979. См. также: Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. I.
44
Dopsch A. Op. cit. S. 164 ff.
45
В частности, мною не рассмотрены агиографические сочинения, в которых можно было бы обнаружить немало биографических сведений. Кроме того, в этой книге отсутствуют данные, характеризующие выдающихся женщин эпохи.
46
Гуревич А. Я. Избранные труды. СПб., 1999. Т. I.
47
Íslendingabók, Landnamabók / Ed. Jakob Benediktsson. (Islenzk fornrit, I). Reykjavik, 1968.
48
Гуревич А. Я. Норвежское общество в раннее Средневековье. М., 1977. С. 42–84.
49
Вуоск J. Feud in the Icelandic Saga. Berkeley; Los Angeles; London, 1982; Miller W. I. Bloodtaking and Peacemaking. Feud, Law, and Society in Saga Iceland. Chicago; London, 1990.
50
Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / Перевод А. И. Корсуна. Ред., вступит. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. М.; Л.: Наука («Литературные памятники»), 1963.
51
Bowra CM. Heroic Poetry. London, 1952. P. 71 f.
52
Höfler O. Deutsche Heldensage // Zur germanisch-deutschen Heldensage. Hrsg. K. Hauck. Darmstadt, 1965. S. 67–69, 73–75.
53
Стеблин-Каменский М. И. Валькирии и герои // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка, 1979. Т. 38, № 5. С. 436–448.
54
Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: Наука («Литературные памятники»), 1980.
55
В «Песни о Нибелунгах», проникнутой уже новым этосом, Кримхильда мстит братьям – убийцам ее мужа Зигфрида; семья торжествует над родом.
56
Сага о Волсунгах / Перевод, предисл. и примеч. Б. И. Ярхо. М.; Л., 1934.
57
Старшая Эдда. С. 18–19.
58
HeuslerA. Kleine Schriften. Bd. 2. Berlin, 1969. S. 221–222.
59
Персонаж «Речей Высокого», отмечает Клаус фон Зее, – не укорененный в семейный или родовой союз и в политическую общность человек, но обособленный, изолированный индивид, в противостоянии с другими, подчас враждебными индивидами, человек, который не ощущает опоры могущественной родни и которому поэтому приходится развивать в себе соответствующие качества, в том числе мелочный, расчетливый утилитаризм. Вырисовывающийся в этой песни образ, по мнению фон Зее, находится в явном противоречии с образами героев саг, скальдической поэзии и героических песней «Эдды». Из этой констатации фон Зее делает, на мой взгляд, несколько неожиданный вывод, что «Речи Высокого» нужно рассматривать в контексте ученой традиции, в связи с сочинениями Сенеки и библейскими текстами. См.: See К. von. Edda, Saga, Skaldendichtung. Aufsätze zur skandinavischen Literatur des Mittelalters. Heidelberg, 1981. S. 39 ff.
He вдаваясь в вопрос о том, в какой мере высказывания «Речей Высокого», как и других произведений древнескандинавской литературы, могли быть навеяны мотивами, пришедшими из античной или континентальной средневековой литературы, или даже представлять собой прямые из нее заимствования (тенденция искать такого рода источники – тенденция, далеко не всегда имеющая под собой достаточные основания, – распространена среди части скандинавистов), я хотел бы подчеркнуть, что решающим были все же не какие-либо литературные влияния, но то обстоятельство, что эти заимствования включались в контекст древнеисландской словесности и, конечно, не оставались внутри нее неким чужеродным телом. То, что современный исследователь может с большим или меньшим основанием расценивать как цитату из другой культуры, несомненно, должно было восприниматься носителями скандинавской культуры в качестве органической ее части.
60
Об Аудуне с Западных Фьордов // Исландские саги / Ред. О. А. Смирницкой. СПб., 1999. Т. II. С. 493–500.
61
Гуревич А. Я. Богатство и дарение у скандинавов в раннем средневековье: Некоторые нерешенные проблемы социальной структуры дофеодального общества // Средние века. М., 1968. Вып. 31. С. 180–198.
62
Старшая Эдда. С. 22.
63
Беовульф, Старшая Эдда, Песнь о Нибелунгах. М., 1975 (Библиотека всемирной литературы). С. 94–95; 101.
64
Die Bosa-saga in zwei Fassungen / Hrsg. O. L. Jiriczek. Strassburg, 1893. Cap. 2. S. 6–7.
65
Heusler A. Op. cit. S. 199.
66
Стеблин-Каменский М. И. Спорное в языкознании. Л., 1974. С. 61–74.
67
Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. Л., 1984.
68
Sørensen P. M. Fortælling og ære. Studier i islændingesagaerne. Århus, 1993.
69
Эстерберг Э. Молчание как стратегия поведения. Социальное окружение и ментальность в исландских сагах // Мировое древо. М., 1996. Вып. 4. С. 21–42.
70
Сага о людях из Лососьей Долины // Исландские саги / Ред. О. А. Смирницкой. Т. I. С. 217–410; Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. С. 76–81.
71
Andersson Th. M., Miller W. I. Law and Literature in Medieval Iceland. Ljósvetninga saga and Valla-Ljóts saga. Stanford, 1989. P. 25.
72
Беовульф, Старшая Эдда, Песнь о Нибелунгах. С. 601–612.
73
Miller W. J. Bloodtaking and Peacemaking. P. 139; 178; Andersson Th. M., Miller W. J. Law and Literature in Medieval Iceland. P. 111 f., 246. См. также экскурс В.
74
Sørensen P.M. Op. cit. P. 172—73.
75
Einar Ól. Sveinsson. Njáls saga: A Literary Masterpiece. Lincoln, Nebr., 1971.
76
Lönnroth L. The Noble Heathen: A Theme in the Sagas // Scandinavian Studies, 1969, Vol. 41. P. 1–29.
77
Weber G. W. Irreligiosität und Heldenzeitalter. Zum Mythencharakter der altisländischen Literatur // Specvlvm Norroenvm. Norse Studies in Memory of Gabriel Turville-Petre / Ed. U. Dronke et al. Odense, 1981. P. 474–505.
78
Об исландце-сказителе // Исландские саги / Под ред. О. А. Смирницкой. СПб., 1999. Т. II. С. 535–536.
79
Подробнее см.: Гуревич Е. А., Матюшина И. Г. Поэзия скальдов. М., 2000. С. 223–329.
80
Clover С. J. Skaldic Sensibility // Arkiv for nordisk filologi. Bd. 93, 1978. S. 80.
81
См.: Zumthor P. Le je du poète // Zumthor P. Langue, texte, énigme. Paris, 1973. P. 181–196.
82
О Браги Старом см.: Смирницкая О. А. Два предания о первых поэтах: Кэдмон и Браги // Другие Средние века. К 75-летию А. Я. Гуревича. М.: СПб., 2000. С. 297–317.
83
См.: Kreutzer G. Die Dichtungslehre der Skalden. Poetologische Terminologie und Autorenkommentare als Grundlagen einer Gattungspoetik. 2. Aufl. Meisenheim am Glan, 1977. S. 172 ff., 264 ff.
84
Берсерками (berserkr) называли воинов, отличавшихся необыкновенной физической силой и яростью; в бою они сбрасывали с себя одежду, выли и рычали, кусали свой щит и считались неуязвимыми. Берсерки находились под покровительством Одина.
85
И в других сагах о скальдах обычно отмечается их странная внешность, – видимо, это признак их особой отмеченности и опасности, которую они могут представлять. См.: Ross M. С. The Art of Poetry and the Figure of the Poet in Egils Saga // Parergon, 1978. № 22.
86
См.: Стеблин-Каменский М. И. Скальдический кеннинг // Стеблин-Каменский М. И. Историческая поэтика. Л., 1978.
87
Misch G. Geschichte der Autobiographie. 2. Aufl. Frankfurt / M., 1969, Bd. 2. Teil 1, Häfte 1. S. 136.
88
Здесь игра словами: древнеисландское ekkja означает и «пятка», и «вдова».
89
Другие «королевские саги» были посвящены времени, которое предшествовало появлению Сверрира на исторической арене. Изложение в «Саге о Сверрире» начинается 1177 годом – другие саги этим годом завершают свой рассказ. Великий исландский историк Снорри Стурлусон (1179–1241), работая над сводом саг о норвежских конунгах «Кругом Земным», явно знал «Сагу о Сверрире» и ориентировался на ее содержание.
90
Nilsson S. S. Kva slag mann var kong Sverre? // Syn og segn, 1948. S. 445–457; ejusd. Kong Sverre og kong David // Edda, 1948. S. 73–86; Schreiner J. Kong David i Sverres saga og Kongespeilet // Historisk tidsskrift. Oslo, 1954. Bd. 37. S. 22–24.
91
Lunden K. Norges historie. Oslo, 1976. Bd. 3. S. 122.
92
Munch P. A. Det norske Folks Historie. Christiania, 1857. Bd. III. S. 390–391; Bugge A. Norges historie fremstillet for det norske folk. Kristiania, 1916. Bd. II. Del 2. S. 48, 204.
93
Перед началом одной из решающих битв Сверрир, стремясь поднять боевой дух «березовоногих», обратился к ним со словами: «Пора посулить больше за ваши труды и испытанные вами великие опасности, чем вы получили до сих пор… Теперь нам предстоит овладеть чем-то гораздо большим – городом Нидаросом… Объявляю вам, что будет вашей наградой: тот, кто сразит лендрманна и докажет, что это он его сразил, станет лендрманном, и всякий получит то звание, которое он завоюет…» Сага о Сверрире. М.: Наука («Литературные памятники»), 1988. С. 40 (гл. 35).
94
Gathorne-Hardy G. M. A Royal Impostor. King Sverre of Norway. Oslo, 1956.
95
Koht H. Innhogg og utsyn i norsk historie. Kristiania, 1921. S. 90.
96
Bagge S. From gang leader to the Lord's anointed: Kingship and the individuality in Sverris saga. Bergen, 1994; idem. Kingship and Individuality in Medieval Historiography // Culture and History. Oslo, 1994. № 13. P. 25–41.
97
Но вот мнение такого авторитетного читателя мировой литературы, как Х. Л. Борхес: «Классической является та книга, которую некий народ или группа народов на протяжении долгого времени решают читать так, как если бы на ее страницах все было продумано, неизбежно, глубоко, как космос, и допускало бесчисленные толкования <…>. Таким книгам, как „Книга Иова“, „Божественная комедия“, „Макбет“ (а для меня еще некоторые северные саги), вероятно, назначено долгое бессмертие». Борхес Х. Л. Сочинения в трех томах. М., 1994. Т. 2. С. 157.
98
Oexle О. G. Soziale Gruppen in der Ständegesellschaft: Lebensformen des Mittelalters und ihre historischen Wirkungen // Die Repräsentation der Grappen. Göttingen, 1998. S. 9—44. Это вступительная статья к материалам коллоквиума, состоявшегося в Историческом институте Макса Планка в Гёттингене в сентябре 1995 г. В работе коллоквиума принимали участие наряду с историками искусствоведы и представители других гуманитарных дисциплин.
99
Отмечая, что вопрос о значимости анализа групп в общей форме уже был поставлен в трудах Тённиса, Зиммеля, Дюркгейма, М. Вебера, Эксле подчеркивает, что систематическим конкретно-историческим исследованиям он еще не подвергался.
100
Как кажется, Мария Оссовская в своем содержательном исследовании (Ossowska M. Etos rycerski i jego odmiany. Warszawa, 1973; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987) с излишней свободой пересекает границу, разделяющую мир воображения и реальный мир средневекового рыцарства.
101
Об этом разрыве в конце Средних веков см.: Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988, гл. IV–VII.
102
Витке J. Höfische Kultur. Literatur und Gesellschaft im hohen Mittelalter. München, 1987. Bd. 1. S. 26–29.
103
См.: Flori J. Chevalerie // Dictionnaire raisonné de Г Occident mediéval. Paris, 1999. P. 197–213.
104
Zumthor P. Langue, texte, énigme. Paris, 1973; idem. Autobiography in the Middle Ages // Genre, 1973. Vol. VI. № 1. P. 29–40.
105
Жизнеописания трубадуров / Изд. подг. М. Б. Мейлах. М.: Наука («Литературные памятники»), 1993.
106
См.: Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Изд. 2-е. М., 1984. С. 148 и след. Тем не менее отдельные исследователи рыцарских романов находят возможным говорить о «биографическом», субъективном времени их персонажей. Hanning R. W. The Individual in Twelfth-Century Romance. New Haven; London, 1977. Ch. 4.
107
Vitz E. B. The I of the Roman de la Rose // Genre, 1973, Vol. VI. № 1. P. 49–64.
108
См.: Zink M. La subjectivité littéraire. Autour du siècle de saint Louis. Paris, 1985.
109
См.: Ladner G. «Homo Viator». Mediaeval Ideas on Alienation and Order // Speculum, 1967. Vol. XLII. № 2.
110
Harming R. W. Op. cit. P. 234–242.
111
Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. М., 1983. С. 3, 270.
112
Elias N. Über den Prozess der Zivilisation: Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen. Bern, 1969.
113
Цит. по: Краснова И. А. Деловой человек Флоренции: занятия, круг общения, общественное сознание // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М., 1999. Т. 2. С. 105.
114
A Good Short Debate between Winner and Waster. An Alliterative Poem on Social and Economic Problems in England in the Year 1352 / Ed. by I. Gollancz. Oxford, 1930.
115
Ibid., 11. 253–256, 297–299.
116
Rossiaud J. Le citadin // L'homme medieval. Sous la direction de J. Le Goff. Paris, 1989. P. 159–200. Книга R. Weissman. Ritual Brotherhood in Renaissance Florence. N.Y., 1982, осталась мне недоступной.
117
См. об этом подробнее: Le Goff J. La bourse et la vie. Économie et religion au Moyen Age. Paris, 1986; Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М., 1989. С. 197 и след.
118
Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 222–224. Восставших на Моисея Дафана и Авирона поглотила расступившаяся под их ногами земля (Числа, 16: 1—36).
119
Espinas G Les Origines du capitalisme. Т. 1. Sire Jehan Boinebroke, patricien et drapier douaisien (?—1286 environ). Lille, 1933.
120
Подробнее см.: Гуревич А. Я. Средневековый купец // Одиссей —1990. М… 1990.
121
Murray A. Reason and Society in the Middle Ages. Oxford, 1985. P. 100.
122
Цит. по: Оссовская М. Указ. соч. С. 392.
123
См.: Le Goff J. Ville // Dictionnaire… P. 1183–1200.
124
См.: Фридмэн П. Ноево проклятье // Другие Средние века. М.; СПб… 2000.
125
См.: Götz H.-W. Das Leben im Mittelalter. München, 1986. S. 140.
126
Подробнее см.: Гуревич А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 264 и сл.
127
См. об этом подробнее: Gurjewitsch A. Kirchliche Tradition vs. Kontakt zur Gemeinde // Bayerisches Jahrbuch fur Volkskunde. 1996. S. 189–190.
128
Bisson Th. N. Tormented Voices. Power, Crisis, and Humanity in Rural Catalonia, 1140–1200. Cambridge; London, 1998.
129
См.: Le Roy Ladurie E. Montaillou, village occitan de 1294 à 1324. P., 1975.
130
Zemon Davis N. The Return of Martin Guerre. Cambridge, 1985; Дэвис Н. З. Возвращение Мартена Герра. М., 1990.
131
Zemon Davis N. Boundaries and the Sense of Self in Sixteenth-Century France // Reconstructing Individualism. Autonomy, Individuality, and the Self in Western Thought / Ed. by Т. С. Heller, M. Sosna, and D. E. Wellbery. Stanford. 1986. P. 54.
132
См.: Zerner M. Hérésie // Dictionnaire… P. 464–481.
133
Le Roy Ladurie E. Montaillou, village occitan de 1294 à 1324. P., 1975.
134
Ginzburg C. Il formaggio e i vermi: II cosmo di un mugnaio del'500. Torino. 1976, русский перевод. М., 2000.
135
О тесной связи ведовства с культом мертвых и с заботами об урожае см.: Ginzburg С. Hexensabbat. Entzifferung einer nächtlichen Geschichte. В., 1990.
136
Подробнее см.: Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 319–320.
137
Существенное ограничение моих возможностей обсуждать подобные сюжеты состоит также в том, что постигшая меня несколько лет назад окончательная утрата зрения исключила мое непосредственное общение с источниками по истории искусства.
138
Claussen P. С. Früher Künstlerstolz. Mittelalterliche Signaturen als Quelle der Kunstsoziologie // Bauwerk und Bildwerk im Hochmittelalter. Anschauliche Beitrage zur Kultus– und Sozialgeschichte / Hrsg. K. Clausberg, D. Kimpel. R. Suckale u. a. Giessen, 1989. S. 7—33; idem. Künstlerschriften // Ornamenta Ecclesiae. Kunst und Künstler der Romanik. Koln. Bd. 1. S. 263–276; idem. Magistri Doctissimi Romani. Die römischen Marmorkünstler des Mittelalters // Forschungen zur Kunstgeschichte und christliche Archäologie. Bd. 14. Stuttgart. 1987; idem. Nachrichten von den Antipoden oder der mittelalterliche Kiinstler über sich selbst // Der Kiinstler iiber sich in seinem Werk. Internationales Symposium der Bibliotheca Hertziana. Rom, 1989 / Hrsg. Matthias Winner. Berlin, 1992; idem. Nikolaus von Verdun. Über Antiken– und Naturstudium am Dreikönigschrein // Ornamenta Ecclesiae. Kunst und Kiinstler der Romanik in Koln / Hrsg. Anton Legner. Koln, 1985. Bd. 2. S. 447–456; idem. Kathedralgotik und Anonymität 1130–1250 // Beitrage zur mittelaterlichen Kunst. G. Schmidt zum 70. Geburtstag.
(Wiener Jahrbuch fur Kunstgeschichte. Bd. 46/47), 1993–1994. Я благодарен профессору П. К. Клауссену за предоставленную мне возможность ознакомиться с его исследованиями.
139
Все приведенные примеры можно найти в работе: Castelnuovo E. L'artista // L'uomo medievale / a cura di J. Le Goff. Roma; Bari, 1987. P. 244–253. При подготовке окончательного текста этой главы неоценимую помощь оказала мне С. И. Лучицкая, за что я ей чрезвычайно признателен.
140
Claussen Р. С. Früher Künstlerstolz. Mittelalterliche Signaturen als Quelle der Kunstsoziologie. S. 10.
141
Claussen P. С. Früher Künstlerstolz… S. 11–12, 14.
142
Castelnuovo E. L'artista // L'uomo medievale. P. 256.
143
Claussen P. C. Nachrichten von den Antipoden oder der mittelalterliche Künstler über sich selbst. S. 31.
144
Claussen P. С Magistri Doctissimi Romani. Die römischen Marmorkünstler des Mittelalters.
145
Claussen P. С. Kathedralgotik und Anonymität 1130–1250.
146
Shetelig H. Classical Impulses in Scandinavian Art from the Migration Period to the Viking Age. Oslo, 1949. P. 105 ff.
147
Brate E. Svenska runristare. Stockholm, 1926; Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. М., 1977. С. 15 сл.
148
В частности, Г. Бём пишет об «отказе от портрета» в современном модернистском искусстве. Б. Ройденбах обращает внимание на некоторые средневековые портреты, целью создания которых вовсе не было раскрытие индивидуальности. Boehm G. Prägnanz. Zur Frage bildnischer Individualität // G. Boehm, E. Rudolph (Hrsg.) Individuum. Probleme der Individualitat in Kunst, Philosophie und Wissenshaft. Stuttgart, 1994; Reudenbach B. Individuum ohne Bildnis? Zum Problem der künstlerischen Ausdrucksformen von Individualitat im Mittelalter // Individuum und Individualitat im Mittelalter / Hrsg. J. A. Aertsen. A. Speer. Berlin, N.Y., 1996. S. 807–818.
149
Reudenbach B. Individuum ohne Bildnis?…
150
Работа Б. Ройденбаха увидела свет уже после появления первого варианта моей книги. Немецкий искусствовед, по-видимому, удовольствовался прочтением только тех страниц моего труда, где я пишу о несомненном сходстве портретов шестидесяти монахинь, и несколько поспешно умозаключил, что я вообще отрицаю существование личности и индивидуальности в изучаемую эпоху. Столь же поверхностное утверждение содержится и во вступительной статье к сборнику, в котором напечатано и исследование Ройденбаха (Individuum und Individualitat im Mittelalter. Hrsg. J. A. Aertsen, A. Speer. Berlin, N.Y., 1996.). Прояви мои высокочтимые коллеги чуть больше терпения и внимания, они бы с легкостью могли убедиться в прямой противоположности моей концепции личности на средневековом Западе тому, что они мне приписывают.
151
Claussen P. С. Nachrichten von den Antipoden oder der mittelalterliche Kiinstler iiber sich selbst. S. 22.
152
Castelnuovo E. Op. cit. P. 254.
153
Claussen P. С. Nachrichten von den Antipoden… S. 22.
154
Claussen P. С. Nachrichten von den Antipoden… S. 23.
155
Хранится в государственной библиотеке г. Мюнхена. Натапп R. Geschichte der Kunst. Berlin, 1959. Bd. 2. S. 223.
156
Castelnuovo E. L'artista… P. 244–253.
157
Claussen P. С. Nachrichten von den Antipoden… S. 29.
158
Это изображение было подарено Фридрихом Барбароссой своему дяде – графу Отто Каппенбергскому: Benton J. F. Culture, Power and Personality in Medieval France / Ed. by Thomas N. Bisson. P. 339.
159
Körner H. Individuum und Gruppe. Fragen nach der Signifikanz im Grabbild des 13. Jahrhunderts // Die Repräsentation der Grappe. Texte. Bilder. Objekte / Hg. O. G. Oexle; A. von Hülsen-Esch. Göttingen, 1998. S. 117.
160
Эти примеры можно найти в книге Бентона: Benton J. F. Ibid. P. 339.
161
Ladner G. B. Die Papstbildnisse des Altertums und des Mittelalters. Von Innozenz II zu Benedikt IX. Roma, 1979. S. 148.
162
Die Parler und der schöne Stil 1350–1400. Europaische Kunst unter den Luxemburgern / Hrsg. von A. Legner. Koln, 1978. Bd. 3, S. 211 ff.
163
Claussen P. С. Nikolaus von Verdun. Über Antiken – und Naturstudium am Dreikönigschrein. S. 447–456.
164
Claussen P. С. Nikolaus von Verdun. Über Antiken – und Naturstudium am Dreikönigschrein. S. 447–456.
165
Claussen P. С. Nachrichten von den Antipoden oder der mittelalterliche Künstler über sich selbst. S. 35–37.
166
Muratova X. Vir quidem fallax et falsidicus, sed artifex praeelectus. Remarques sur l'image sociale et littéraire de l'artiste au Moyen age // Artistes, artisans et production artistique. Actes du colloque de Rennes. Paris, 1987. P. 53, 59.
167
Claussen P. С. Nachrichten von den Antipoden. S. 27.
168
Claussen P. С. Magistri doctissimi Romani. Corpus Cosmatorum, 1987; ejusd. Magistri Doctissimi Romani. Die römischen Marmorkünstler des Mittelalters.
169
Claussen P. С. Kölner Kiinstler romanischer Zeit nach den Schriftquellen // Kunst und Kiinstler der Romanik in Koln. Koln, 1985. Bd. 2. S. 369–373.
170
Curtius E. R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter. 8. Aufl. Bern: München, 1979. S. 503–505.
171
См.: Misch G. Geschichte der Autobiographie. Frankfurt/M., 1959–1970. Bd. III. Häfte 1. S. 92.
172
Teuffel R. Individuelle Persönlichkeitsschilderung in den deutschen Geschichtswerken des 10. und 11. Jahrhunderts. Leipzig; Berlin, 1914.
173
Gilson Ё. Héloise et Abélard. Paris, 1948.
174
Paravicini-Bagliani A. Les ages de la vie // Dictionnaire raisonné de Г Occident medieval. P., 1999. P. 9—15.
175
Vézelay J. de. Sermons / Ed. D. Vorreux // Sources chrétiennes, 1972. T. 1. № 192. P. 309.
176
Бойцов М. А. Германская знать XIV–XV вв.: приватное и публичное, отцы и дети // Частная жизнь. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени / Ред. Ю. Л. Бессмертный. М., 1996.
177
Alexandre-Bidon D., Lett D. Les Enfants au moyen Åge. V–XV siècles. P. 1998. P. 155.
178
Ariès Ph. L'Enfant et la vie familiale sous l'Ancien Régime. Paris, 1973.
179
См.: Антология педагогической мысли христианского Средневековья / Сост. В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш. Т. 1–2, М., 1994.
180
Ронин В. К. Восприятие детства в каролингское время // Женщина, брак, семья до начала Нового времени. Демографические и социокультурные аспекты. М., 1993. С. 18.
181
Alexandre-Bidon D., Lett D. Op. cit. P. 42.
182
Alexandre-Bidon D., Lett D. Op. cit. P. 56–57, 59.
183
Бессмертный Ю. Л. Мир глазами знатной женщины IX в. (К изучению мировосприятия каролингской знати) // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 83–108.
184
Schmitt J.-С. Le saint levrier. Guinefort, guérisseur d'enfants depuis le XIII s. P., 1979.
185
Le Roy Ladurie E. Montaillou, village occitan de 1294 à 1324. P., 1975. P. 314–315.
186
Philippe de Novare. Les quatre ages de l'homme / ed. M. de Fréville. P. 1888. § 1. См. об этом: Nordahl H. Det forstandige mateholdt. Philippe de Navarres tekster om barndommen // Collegium medievale. Oslo, 1988. S. 43–54.
187
Philippe de Novare. Op. cit. § 9—10.
188
Philippe de Novare. Op. cit. § 14, 21.
189
Philippe de Novare. Op. cit. § 27; См.: Лучицкая СИ. Идеи Филиппа Новарского о воспитании и обучении // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989. С. 106–114.
190
Гуревич А. Я. Семья, секс, женщина, ребенок в проповеди XIII в. // Историческая демография докапиталистических обществ / Ред. Ю. Л. Бессмертный. М., 1988, с. 154–185. Его же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 251.
191
Giovanni Di Pagolo Morelli. Ricordi / Ed. V. Branca. Firenze, 1956. P. 455–516.
192
Alexandre-Bidon D., Lett D. Op. cit. P. 110.
193
Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в Средние века. М., 1990. С. 92–93.
194
Alexandre-Bidon D., Lett D. Op. cit. P. 73–97.
195
Schwob M. La Croisade des enfants. P., 1896.
196
Bejczy I. P. The «Sancta Infantia» in Medieval Hagiography // The Church and Childhood / Ed. by D. Wood. (Studies in Church History. Vol. 31). Oxford. 1994.
197
Ariès P. L'Homme devant la Mort. Paris, 1977. P. 13 sq.; Аръес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
198
Borst A. Zwei mittelalterliche Sterbefalle // Merkur, 1980. Bd. 34. S. 1081–1098.
199
Avray D. Sermons on the Dead Before 1350 // Studi medievali. Serie 3. XXXI, I, 1990. P. 207–223. Я получил также, благодаря любезности д-ра д'Аври, возможность ознакомиться с его более обширной рукописью на эту же тему, за что я ему чрезвычайно благодарен.
200
Le Goff J. Le naissance du Purgatoire. Paris, 1981.
201
Schmitt J.-C. Les Revenants. Les vivants et les morts dans la société médiévale. Paris, 1994.
202
Polo de Beaulieu M. A. De la rumeur aux textes: Echos de l'apparition du revenant d'Alès (après 1323). Оттиск статьи был любезно предоставлен мне автором. К сожалению, я не располагаю сведениями об издании, в котором эта статья была опубликована.
203
Отлох Санкт-Эммерамский. Книга видений / Пер. Н. Ф. Ускова // «Средние века». Вып. 58. М., 1995. С. 245–246.
204
Отлох Санкт-Эммерамский. Книга видений / Пер. Н. Ф. Ускова // «Средние века». Вып. 58. М., 1995. С. 245.
205
См.: Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М… 1981. С. 240 и сл.
206
Ariès P. L'Homme devant la Mort. P. 287.
207
Brenk В. Tradition und Neuerung in der christlichen Kunst des ersten Jahrtausends: Studien zur Geschichte des Weltgerichtsbildes. Wien, 1966.
208
См.: Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии // Одиссей. Человек в истории – 1989. М., 1989.
209
См.: Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla XIII века. М., 1989. С. 156.
210
См.: Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla XIII века. М., 1989. С. 108.
211
Le Bras G. La personne dans le droit classique de l'église // Problèmes de la personne / Exposés… par I. Meyerson. Paris – La Haye, 1973. P. 193.
212
Fuhrmann M. Persona, römischer Rollenbegriff // Identität / Hrsg. von O. Marquard und K. Stierle. München, 1979. S. 83—106; Михайлов А. В. Из истории характера // Человек и культура. М., 1990. С. 43–72.
213
Vernant J.-P. Aspects de la personne dans la religion grecque // Problèmes de la personne. P. 23 sq.; ejusd. Mythe et pensée chez les Grecs. Etudes de psychologie historique. Paris, 1971.
214
P.L. T. 36. Col. 268.
215
Courcelle P. Les «Confessions» de Saint Augustin dans la tradition littéraire. Antecédents et posterité. Paris, 1963.
216
Brown P. Augustine of Hippo. Los Angeles, 1967. P. 159.
217
Brown P. Augustine of Hippo. Los Angeles, 1967. P. 160–170.
218
Brown P. Augustine of Hippo. Los Angeles, 1967. P. 430.
219
Freccero J. Autobiography and Narrative // Reconstructing Individualism: Autonomy, Individuality, and the Self in Western Thought / Ed. Th. C. Heller et al. Stanford, 1986. P. 21.
220
Stock В. The Implications of Literacy. Princeton, 1983; ejusd. Augustine the Reader: Meditation, Self-Knowledge, and the Ethics of Interpretation. Cambridge, Mass., London, 1996.
221
Столяров А. А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991. С. 35.
222
Э. Ауэрбах специально выделяет этот эпизод с Алипием в качестве образца психологического анализа в «Исповеди». См.: Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976. С. 84–87.
223
Freccero J. Op. cit. P. 28.
224
Stock B. Augustine the Reader.
225
Freccero J. Op. cit. P. 2–3.
226
Freccero J. Op. cit. P. 272.
227
Текст исповеди: Berschin W. Ich Patricius… Die Autobiographie des Apostels der Iren // Die Iren und Europa im früheren Mittelalter / Hrsg. von H. Löwe. Teilband 1. Stuttgart, 1982. S. 9—25.
228
Paulin de Pella. Poème d'action de graces et prière / èd. et trad. Claude Moussy. Paris, 1974; см. русский перевод в кн.: Авсоний. Стихотворения / Изд. подготовил М. Л. Гаспаров («Литературные памятники»). М., 1993. С. 233–248.
229
Brown P. Vers la Naissance du Purgatoire. Amnistie et pénitence dans le christianisme occidental de l'Antiquité tardive au Haut Moyen Age // Annales. Histoire, Sciences Sociales, 52>е Année. № 6. 1997. P. 1247.
230
Brown P. Vers la Naissance du Purgatoire. Amnistie et pénitence dans le christianisme occidental de l'Antiquité tardive au Haut Moyen Age // Annales. Histoire, Sciences Sociales, 52>е Année. № 6. 1997. P. 1260.
231
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 128–131.
232
Правда, уже во второй половине VII века вестгот Валерий (Valerius) сочинил рассказ о своей жизни (P. L., 87, col. 439–447), но тщетно было бы в этом произведении, составленном по агиографическим образцам, искать выражения его личности или сообщений о его происхождении, воспитании и развитии.
233
Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. гл. 3.
234
Murray A. Reason and Society in the Middle Ages. Oxford, 1985. P. 162 ff.
235
См.: Stock B. The Implications of Literacy. Written Language and Models of Interpretation in the Eleventh and Twelfth Centuries. Princeton, N. J., 1983.
236
См.: Leclercq J. Modern Psychology and the Interpretation of Medieval Texts // Speculum, 1973. Vol. XLVIII. № 3. P. 476–490; Gandillac M. de. Abelard (et Héloise) // Individualisme et autobiographie en Occident. Bruxelles, 1983. P. 85–99.
237
См.: Carruthers M. A Study of Memory in Medieval Culture. Cambridge. 1990. P. 179–180, 182.
238
Год рождения Гвибера – 1053 – установлен Мабийоном. Бентон же настаивает на том, что Гвибер родился десятилетием позже, в 1063/64 г.
239
PL, CLVI, col. 607–680.
240
См.: Guth К. Guibert von Nogent und die hochmittelalterliche Kritik an der Reliquienverehrung. Ottobeuren, 1970; Morris C. A Critique of Popular Religion: Guibert of Nogent on The Relics of the Saints // Popular Belief and Practice / Ed. by G. J. Cuming and D. Baker. Cambridge, 1972. P. 55–60.
241
Benton J. E. The Personality of Guibert of Nogent // Psychoanalytic Review, 1970–1971. Vol. 57. № 4. P. 563–586. Ср.: Benton J. E. Self and Society in Medieval France: The Memoirs of Abbot Guibert of Nogent. N.Y., 1970.
242
Сказанное о фрейдистских интерпретациях психологии Гвибера Ножанского, предложенных Бентоном, в полной мере должно быть распространено и на работу Дж. Кантора, который, в свою очередь, находит в «De vita sua» и страх Гвибера перед кастрацией, и эдипов комплекс, и вытеснение в подсознание сексуального влечения к матери, и нарциссизм, и многое другое. См.: Kantor J. A psychohistorical source: The «Memoirs» of Abbot Guibert of Nogent // Journal of Medieval History, 1976. Vol. 2. № 4. P. 281–305.
243
Guibert de Nogent. Autobiographie / Introduction, éd. et trad, par E.-R. Labande. Paris, 1981.
244
См. об этом: Зарецкий Ю. П. Детство в средневековой автобиографии: Святой Августин и Гвиберт Ножанский // Вестник университета Российской академии образования. 1998. № 1. С. 63–81.
245
Исследователи отмечают параллель между «исповедями» Гвибера и Августина: в жизни обоих мать играла огромную роль, в особенности в их «обращениях» к истинной вере и к праведному образу жизни, хотя характеры Моники и матери Гвибера были совершенно различны.
246
См.: Schmitt J.-С. «Sognare nel XII secolo» и «L'autobiografia sognata» в его книге Religione, folklore e società nell'Occidente medievale. Roma; Bari, 1988. См. также: Wittmer-Butsch M. E. Zur Bedeutung von Schlaf und Traum im Mittelalter. Krems, 1990.
247
См.: Amory F. The Confessional Superstructure of Guibert of Nogent's Vita // Classica et mediaevalia, 1964, Vol. XXV.
248
Об Абеляре как философе см.: Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М., 1994.
249
Brown P. Society and the Supernatural: A Medieval Change // Daedalus. Spring 1975. P. 133–151; idem. Society and the Holy in Late Antiquity. London. 1982. P. 305 ff.
250
Borst A. Findung und Spaltung der öffentlichen Persönlichkeit (6. bis 13. Jahrhundert) // Identität / Hrsg. von O. Marquard und K. Stierle (Poetik und Hermeneutik, VIII). München, 1970. S. 633 ff.
251
Wade F. Abelard and Individuality // Die Metaphysik im Mittelalter. Ihr Ursprung und ihre Bedeutung / Hrsg. von P. Wilpert (Miscellanea mediaevalia. Bd. 2). Berlin, 1963. S. 165–171.
252
Chenu M.-D. L' éveil de la conscience dans la civilisation médievale. Montreal: Paris, 1969. P. 15.
253
Федотов Г. П. Абеляр. Петроград, 1924. С. 9, 10.
254
Clanchy M. Т. Abelard. A Medieval Life. Oxford, 1997.
255
Muckle J. T. Abelard's Letter of Consolation to a Friend (Historia Calamitatum) // Medieval Studies, 1950. Vol. XII. P. 163–213.
256
Высказывалось предположение, что «История моих бедствий», подобно переписке Абеляра с Элоизой (подлинность этих посланий в особенности внушает сомнения ряду исследователей), представляет собой сочинение, составленное после смерти Абеляра, может быть, даже в следующем столетии (самые ранние рукописи сохранились от XIII века). Споры о подлинности или подложности этих произведений время от времени возобновляются. Мы будем исходить из гипотезы о том, что «История моих бедствий» сочинена Абеляром, хотя можно допустить, что ее текст впоследствии подвергся редактированию.
257
Багге С. Автобиография Абеляра и средневековый индивидуализм // Arbor mundi – Мировое древо. 1994. № 3. С. 61.
258
Moos P. van. Geschichte als Topik. Das rhetorische Exemplum von der Antike zur Neuzeit und die historiae im «Policraticus» Johanns von Salisbury. Hildesheim; Zurich; N. Y., 1988.
259
«Мы здесь – как воины, силою пытающиеся завоевать небеса, и разве земная жизнь человека не подобна жизни солдата?» – вопрошал Бернар Клервоский, но тут же добавлял: «Но пока мы, оставаясь в своих телах, ведем эти бои, мы остаемся далекими от Господа…» (Duby G. Saint Bernard. L'art cistercien. Paris, 1979. P. 80).
260
Southern R. W. Medieval Humanism and Other Studies. Oxford, 1970. P. 91–93; Verger J. Abélard et les milieux sociaux de son temps // Abélard en son temps. Actes du Colloque international. Paris, 1981. P. 107–131. Р. Ханнинг предполагает, в частности, что одним из литературных образцов, коим следовал Абеляр, было житие святого Иеронима, написанное Афанасием. Абеляр ссылается на него в повествовании о таком трагическом моменте своей жизни, как осуждение на соборе, когда его принудили прочитать Credo. Hanning R. W. The Individual in Twelfth-Century Romance. New Haven: London, 1977. P. 24 f, 27.
261
См.: Southern R. W. Op. cit. P. 93–94.
262
Clanchy M. T. Abelard's Mockery of St. Anselm // Journal of Ecclesiastical History, 1990. Vol. 41. № 1. P. 1–23.
263
Clanchy M. T. Op. cit. P. 3.
264
Abbot Suger, On the Abbey Church of St.-Denis and Its Art Treasures / Ed. by E. Panofsky. Princeton, N. J., 1944. P. 17.
265
Федотов Т. П. Пит. соч. С. 83–85.
266
Misch G. Op. cit. S. 698.
267
См.: Баткин Л. М. Письма Элоизы к Абеляру. Личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
268
Среди слушателей и учеников Абеляра были прославившиеся в недалеком будущем богословы и видные церковные деятели, в том числе немало кардиналов и даже римских пап. Сообщения современников о численности его учеников в несколько тысяч человек кажутся преувеличением, но отметим слова баварца Герхоха из Райхерсберга, что Абеляровы ученики наполняли школы подобно апокалиптической саранче. См.: Неретина С. С. Слово и текст… С. 41.
269
McLaughlin M. M. Abelard as Autobiographer: The Motives and Meaning of his «Story of Calamities» // Speculum. 1967. Vol. XLII. № 3. P. 463–488.
270
Баткин Л. М. Цит. соч. С. 151.
271
Здесь нет необходимости вдаваться в разбор полемики относительно смысла терминов «persona» и «personaliter» в философских сочинениях Абеляра. См. об этом: Неретина С. С. Абеляр и Петрарка: путь самопознания личности // Вопросы философии, 1992, № 3, с. 150; Баткин Л. М. Новые бедствия Пьера Абеляра // Баткин Л. М. Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. М., 1994. С. 95—115. С. С. Неретина, не без основания отмечая, что указанные термины применены Абеляром и к ипостасям божества, и к человеческим индивидам, едва ли вполне корректно переводит их как «личность» и «личностно». Принимая возражения Л. М. Баткина на этот счет, я хотел бы отметить, насколько трудно предложить адекватный их перевод. Среди приводимых им аргументов против введения понятия «личность» в анализ средневекового философского дискурса Л. М. Баткин особое значение придает словам Фомы Аквинского, которые, в свою очередь, относятся к Богу (Баткин Л. М. Указ. соч. С. 110). Действительно, мыслители XII и XIII веков, подобно их предшественникам (ср. Боэций), сосредоточивались на теологическом уровне анализа проблемы, связанной с понятием persona, и антропология вне этого контекста их специально не занимала.
Однако обращение к текстам проповедей XIII века, адресованных самым широким слоям верующих, свидетельствует о том, что взаимодействие богословской мысли с умонастроениями паствы не могло не породить новых значений термина «persona». В частности, анализируя проповеди немецкого францисканца Бертольда Регенсбургского, я встретил толкование термина «persona», раскрывающее его социальное и человеческое содержание. Подробнее см. об этом ниже.
272
P.L. Т. 182. Col. 357–358. Nota bene: Бернар не просто полемизирует с Абеляром, он обвиняет его в ереси.
273
P.L. Т. 178. Col. 375–378.
274
См.: Неретина С. С. Слово и текст… С. 42.
275
Dronke P. Abelard and Heloise in Medieval Testimonies. Glasgow, 1976. P. 51. К сожалению, в ранее опубликованном первом варианте моей монографии (изданной на нескольких языках) был неосмотрительно использован ошибочный перевод этой цитаты Г. Мишем. Я благодарен М. Клэнчи за указание на эту ошибку, которую я спешу исправить. Я также признателен М. Л. Гаспарову за консультацию.
276
См.: Le Goff J. Quelle conscience l'Université médiévale a-t-elle eu d'ellemême? // Le Goff J. Pour un autre Moyen Age. Temps, travail et culture en Occident: 18 essais. Paris, 1977. P. 182–186.
277
См.: Баткин Л. М. Ради чего Абеляр написал свою автобиографию?// Arbor mundi – Мировое древо. № 3. 1994. С. 25–56.
278
См.: Gusdorf G. Conditions et limites de Г autobiographie // Formen der Selbstdarstellung: Analekten zu einer Geschichte der literarischen Selbstportraits / Hrsg. von G. Reichenkron, E. Haase. 1956.
279
Misch G. Geschichte der Autobiographic Bd. II. Т. 1. H. 1. S. 21–23: Bd. III. T. 2. H. 1. S. 365.
280
Очерк жизни и деятельности Сугерия см.: Грановский Т. Н. Аббат Сугерий // Грановский Т. Н. Сочинения. М., 1892. Т. 1. С. 237–335.
281
Цит. по: Панофский Э. Аббат Сюжер и Аббатство Сен-Дени // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992. С. 113.
282
Панофский Э. Цит. соч. С. 29 сл.
283
Отлох Санкт-Эммерамский. Книга Видений / Перевод Н. Ф. Ускова // Средние века. Вып. 58. М., 1995. С. 239–241.
284
P. L. Т. 146. Col. 29–58.
285
Lehmann P. Autobiographies of the Middle Ages // Transactions of the Royal Historical Society. 1953. 5th series. Vol. 3. P. 46.
286
Leclercq J. Modern Psychology and the Interpretation of Medieval Texts // Speculum. 1973. Vol. XLVIII. № 3.
287
Benton J. E. Consciousness of Self and Perceptions of Individuality // Renaissance and Renewal in the Twelfth Century / Ed. R. L. Benson, G. Constable. Cambridge, Mass., 1982. P. 268 f.
288
Beumann H. Topos und Gedankengefiige bei Einhard // Archiv fur Kulturgeschichte. 1951. Bd. 33. H. 3.
289
Zoepf L. Das Heiligen-Leben im 10. Jahrhundert. Leipzig; Berlin, 1908.
290
Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII–XIII веках, преимущественно в Италии. Петроград, 1915; Бицилли П. М. Салимбене (Очерки итальянской жизни XIII в.). Одесса, 1916.
291
Карсавин Л. П. Цит. соч. С. 14.
292
Бицилли П. М. Цит. соч. С. 8, 9, 15. В дальнейшем изложении я опираюсь прежде всего на это исследование. См. также краткий, но содержательный очерк М. Л. Андреева в кн.: История литературы Италии. Т. I: Средние века. М., 2000. С. 257–260. Отмечая интеллектуальную заурядность Салимбене-писателя, М. Л. Андреев подчеркивает особенности изображения этим автором как упоминаемых им персонажей, так и самого себя, а именно: в противоположность Августину и Абеляру, этот францисканец ограничивается преимущественно внешними характеристиками индивидов и не склонен (или не способен?) углубляться в их внутренний мир. «Его автобиография совершенно не исповедальна. Если мы что-то и знаем о его „внутренней“ жизни… то только из жизни внешней… Интерес к индивидуальному началу – вот в чем основная отличительная особенность „Хроники“ Салимбене. Именно он угадывается за повышенным вниманием к анекдоту и ко всему тому, что стоит вне норм или норму пародирует… К изображению индивидуальности Салимбене идет не через внутренний мир, а через мир внешний, но повернутый своей непарадной стороной или вообще вывернутой наизнанку – его понимание индивидуальности поверхностно (с нашей современной точки зрения), но его интерес к ней неподделен…» (там же. С. 260). Другая особенность «Хроники» Салимбене состоит в том, что. по-видимому, вследствие ограниченности его образования он не злоупотребляет ученой топикой, а потому рисуемые им лица и ситуации подаются живо и наглядно. Латынь «Хроники» Салимбене, по наблюдению М. Л. Андреева, «кажется живым языком (и вероятно, такой и была разговорная латынь средневековых магистров, лекарей, священников): так много в ней неизвестных классике слов и выражений, так далеко ушла она от классического синтетизма (и от средневековых риторических моделей она также весьма далека)» (там же. С. 257).
293
Бицилли П. М. Цит. соч. С. 296. Этот автор пишет о пессимизме, окрашивавшем настроения итальянского общества на рубеже XIII и XIV веков. Ж. Делюмо – о чувстве страха и греховной виновности (Delumeau J. La Peur en Occident (XIV>е—XVIII>е siècles). Une cite assiegée. Paris, 1978; ejusd. Le péché et la peur. La culpabilisation en Occident (XIII>е – XVIII>е siècles). Paris, 1983).
А. Ф. Лосев – об «оборотной стороне» титанизма Возрождения (Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978).
294
Бицилли П. М. Цит. соч. С. 86.
295
Там же. Бицилли опирается в этих выводах на труды Бедье: Bédier J. Les légendes épiques. Paris, 1914.
296
Бицилли П. М. Цит. соч. С. 131, 137.
297
Bédier J. Op. cit. Т. I. P. 57.
298
Бицилли П. М. Цит. соч. С. 143.
299
Steinen W. von den. Der Kosmos des Mittelalters. Von Karl dem Großen zu Bernard von Clairvaux. Bern; München, 1959. S. 372, n. 104.
300
См.: Duby G. Saint Bernard, lart cistercien. P. 78.
301
Бицилли П. М. Цит. соч. С. 146.
302
Morris С. Op. cit. Ch. 4.
303
Бицилли П. М. Цит. соч. С. 145.
304
Бицилли П. М. Цит. соч. С. 184.
305
Chronica fr. Salimbene de Adam / Ed. Holder-Egger (Monumenta Germaniae Historica, XXXII). P. 643.
306
Цит. из: Pseudo-Bernard, Meditationes… // P.L. T. 184. Col. 494–495 в кн.: Gilson E. L'ésprit de la philosophie médiévale. Paris, 1969. P. 223.
307
Цит. по: Бицилли П. М. Цит. соч. С. 111.
308
Цит. по: Бицилли П. М. Цит. соч. С. 114.
309
S. Gregorii ер. Turonensis. De Miraculis s. Martini // P. L. T. 71. Col. 911–912.
310
Библер В. С. Образ Простеца и идея личности в культуре Средних веков // Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990. С. 104.
311
Библер В. С. Образ Простеца и идея личности в культуре Средних веков // Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990. С. 102.
312
См.: Schmitt J.-С. Les «superstitions» // Histoire de la France religieuse, t. 1, Des dieux de la Gaule à la papauté d'Avignon (des origines au XIV>е siècle) / Ed. J. Le Goff. Paris, 1988. P. 417–551.
313
Библер B. C. Цит. соч. С. 104–105.
314
Библер B. C. Цит. соч. С. 102.
315
P.L. Т. 64. Col. 1343. Алан Лилльский (ум. 1202) придерживался другого определения «персоны», опять-таки восходившего к Боэцию: «Etiam apud illos qui tractant comoedias vel tragoedias persona dicitur histrio qui variis modis personando diversos status hominum repraesentat, et dicitur persona a personando». P.L. T. 210. Col. 899A. – «Авторы комедий и трагедий именуют персоной актера, который на разные голоса изображает людей различных положений: так что слово persona – от personando (звучать, говорить)». См.: Rheinfelder H. Das Wort «Persona». Halle, 1928. S. 19.
316
Thomae Aquin. Summa Theol. I, qu, 29, art. 3.
317
Historisches Wörterbuch der Philosophie / Hrsg. von J. Rittert und K. Grander. Bd. 7. Darmstadt, 1989, s. v. Person. S. 276 ff.
318
См.: Лоссксий В. П. Богословское понятие личности // Богословские труды. М., 1970.
319
Николай Кузанский. Сочинения. М., 1988. Т. 2. С. 497; Т. 1. С. 163.
320
P. L. Т. 83. Col. 367–398.
321
См.: Adolf Н. On Mediaeval Laughter // Speculum, 1947. Vol. XXII. № 2. P. 251.
322
См.: Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. С. 281.
323
Die Gesetze der Angelsachsen / Hrsg. von F. Liebermann. Bd. I. Tubingen. 1960. S. 444–453.
324
Ullmann S. Le vocabulaire, moule et norme de la pensée // Problèmes de la personne. P. 260–263.
325
Библер В. С. Образ простеца и идея личности в культуре Средних веков // Человек и культура. М., 1990. С. 81—125.
326
Я склонен принять сторону Л. М. Баткина в его полемике с С. С. Неретиной, которая пишет о персонализме Абеляра. Ее оппонент, разумеется, прав, когда он подчеркивает невозможность преодоления теологического барьера, отделяющего понятия «ипостаси», «субстанции» и божественной «персоны» от понятия человеческой личности или, как он предпочитает говорить, индивидуальности (Баткин Л. М. Новые бедствия Пьера Абеляра // Баткин Л. М. Пристрастия. М., 1994. С. 110–112). В этом споре Баткин находит поддержку у Фомы Аквинского (Summa Theol. I, questio XXIX, art. 1–3). Однако проблема заключается в том, представляла ли собой интерпретация великим схоластом XIII века вышеупомянутых понятий единственно возможный в то время ответ. В центре внимания Аквината – божественные «ипостаси», а не человеческий индивид. Подобные рассуждения, видимо, вполне удовлетворяли ученых богословов и студентов университетов, но едва ли могли что-либо сказать всей массе верующих. Поэтому я считаю необходимым обратиться к анализу текста, оставленного современником Фомы Аквинского, но адресованного «простецам».
327
«Несмотря на форму проповеди, сочинения св. Антония не представляли собой записей реально оглашенных перед народом проповедей и предназначенных для такого оглашения. Основной целью, руководившей св. Антонием при их написании, была педагогическая: создать идеальный образец, „модель“ церковной проповеди для обучения по нему проповедников-францисканцев» (Задворный В. Л. Жизнь и сочинения святого Антония Падуанского // Св. Антоний Падуанский. Проповеди. М., 1997. С. 41). В. Л. Задворный, в свою очередь, опирается на суждение L. Frasson (La personalita di S. Antonio di Padova nei suoi Sermoni // I volti antichi e attuali del Santo di Padova. Colloquio interdisciplinare su «l'imagine di S. Antonio». Padova, 1980).
328
Я уже касался этой проповеди в других своих работах, но в разных контекстах рассуждения Бертольда о человеке и обществе приобретают, по моему убеждению, новый и несколько иной смысл. См.: Гуревич А. Я. Средневековый купец // Одиссей. Человек в истории —1990. М., 1990. С. 97—131: Он же. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. С. 198–211; Gurevich A. The «Sociology» and «Anthropology» of Berthold von Regensburg // Journal of Historical Sociology. 1991. Vol. 4. № 2. P. 112–120.
329
Sauerländer W. Die Naumburger Stifterfiguren: Rückblick und Fragen // Die Zeit der Staufer: Geschichte, Kunst, Kultur. Stuttgart, 1979. Bd. 5. S. 169–245.
330
Berthold von Regensburg. Vollständige Ausgabe seiner Predigten / Hrsg. von Fr. Pfeiffer. Wien, 1862–1880. Bd. 1–2. № 30.
331
Berthold von Regensburg. Op. cit. № 10.
332
Berthold von Regensburg. Op. cit. № 2.
333
См.: Richter D. Die deutsche Überlieferung der Predigten Bertholds von Regensburg. Untersuchungen zur geistlichen Literatur des Spatmittelalters. München, 1969.
334
Stahleder H. Arbeit in der mittelalterlichen Gesellschaft // Miscellanea bavarica monacensia. H. 42. Miinchen, 1972; Lühe I. von der, Rücke W. Ständekritische Predigt des Spatmittelalters am Beispiel Berthold von Regensburg // Literatur im Feudalismus. (Literaturwissenschaft und Sozialwissenschaften. Bd. 5). Stuttgart. 1975. S. 41–82.
335
Benton J. E. Consciousness of Self and Perceptions of Individuality // Renaissance and Renewal in the Twelfth Century / Ed. by R. Benson and G. Constable. Cambridge, Mass., 1982. P. 284. Бентон отнюдь не одинок, таково общее мнение.
336
Duby G. Les trois ordres ou l'imaginaire du féodalisme. Paris, 1978.
337
При желании в этих словах можно усмотреть аллюзию на упомянутую выше поэму «Майер Хельмбрехт» Вернера Садовника. В поэме юный Хельмбрехт, тяготящийся крестьянской долей, желает выбиться в знать и примыкает к шайке разбойников, вообразив, что благодаря этому стал рыцарем. Он даже усваивает чуждую простонародью лексику. Эта попытка порвать с собственным сословием, в котором он рожден, приводит к жалкой гибели выскочки. Юному Хельмбрехту противопоставляется его отец, Хельмбрехт Старший, умудренный опытом и гордящийся своей принадлежностью к сословию хлебопашцев. Он отвергает своего отпрыска – в поэме притча о блудном сыне вывернута наизнанку. См.: Le Goff J. L'imaginaire medieval. Essais. Paris, 1985. P. 317–330; Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. С. 264–277.
338
Berthold von Regensburg. Op. cit. № 19.
339
Stahleder H. Op. cit. S. 118 ff., 186.
340
Bosl К. Die Grundlagen der modernen Gesellschaft im Mittelalter. Eine deutsche Gesellschaftsgeschichte des Mittelalters. Stuttgart, 1972, Bd. 2, S. 212 ff., 354 ff; Lühe I. von der, Röcke W. Op. cit. S. 65.
341
В этом смысле в высшей степени показательна уже упомянутая проповедь «О десяти хорах ангельских и христианстве». Подобно тому, как Дионисий Ареопагит рисует расчлененную на девять хоров иерархию небесных сил (десятый хор составили ангелы, отпавшие от Бога и превратившиеся в демонов), Бертольд развертывает картину современного ему общества, которое тоже состоит из девяти «хоров» – социально-профессиональных: духовенство, монашество и господа («мирские судьи»). За ними следуют жители города. Они, в свою очередь, образуют несколько «хоров»: мастера, изготовляющие одежду; ремесленники, работающие с помощью железных орудий, причем низшие подчинены высшим и служат им. К трем высшим «хорам» людей относятся разряды, возглавляемые папой. Далее следуют купцы, совершающие дальние поездки; торговцы съестными припасами. Как видим, социальная структура города наиболее детализирована в этой проповеди, и речь здесь идет не столько об иерархии служб, сколько об их «горизонтальном» многообразии. Восьмой разряд (или «хор») – это крестьяне. К девятому «хору» принадлежат врачи. Бесовский «хор», выпадающий из этой социальной структуры, составляют игрецы и жонглеры, к профессии которых средневековая церковь неизменно относилась отрицательно.
Итак, в поле зрения нашего проповедника – уже не три массовидных ordines, но многоразличие социальных и профессиональных групп. В качестве критерия, на основе которого эти группы различаются, выступает человеческая активность, в частности и в особенности – труд. «Социология» Бертольда, уподобляющая общественную структуру системе ангельских «хоров», пронизана идеей служения – служения представителей одних разрядов другим и служения всех их Господу. Подробнее об этом см.: Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. С. 211–220.
342
Brown P. The Body and Society. Men, Women and Sexual Renunciation in Early Christianity. New York, 1988.
343
Berthold von Regensburg. Op. cit. № 23.
344
Berthold von Regensburg. Op. cit. № 25.
345
Stock B. The Implications of Literacy. Princeton, 1983. P. 90–92.
346
Андреев М. Л. Семиотика «Новой жизни» // Другие средние века. М.: СПб., 2000. С. 13–18.
347
Голенищев-Кутузов И. Н. Жизнь Данте // Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968. С. 424.
348
См.: Branca V. La «Vita Nuova» // Cultura e scuola, 1965, Nr. 13–14; ejusd. Poetica del rinovamento e tradizione agiografica nella «Vita Nuova» // Studi in onore di Italo Siciliano. Firenze, 1966.
349
См.: Голенищев-Кутузов И. H. Творчество Данте и мировая культура. М… 1971. С. 183.
350
Тонкое и убедительное истолкование «Новой жизни» было недавно предложено М. Л. Андреевым. Считая жизнеописания провансальских трубадуров ее главным жанровым прототипом, он подчеркивает, что у трубадуров повествование от первого лица не встречается никогда и жизнеописание поэтому тяготеет к казусности и анекдотичности. «Новая жизнь» автобиографична по-своему: ничто «не выводит нас здесь из мира внутреннего в мир внешний; жизнеописание предстает не как серия анекдотов, а как ряд душевных состояний – видений, озарений, скорбей, радостей. Оттого-то так бледен, так призрачен внешний мир в „Новой жизни“ – в нем нет ничего, что не было бы проекцией внутреннего мира». «Любовное чувство в „Новой жизни“ по мере его нарастания или, лучше сказать, по мере его самораскрытия все ближе соприкасается с чувством религиозным, а сам предмет этого чувства все ощутимее сдвигается в сферу сакрального». Это, по мнению М. Л. Андреева, соответствует общей интенции средневековой культуры, в которой «два этих языка, язык религии и язык любви, демонстрируют устойчивую тенденцию к сближению. Путь средневековой поэзии, от ранних провансальцев к поздним и к их итальянским последователям, – это путь нарастающей спиритуализации, в ходе которой и образ любви, и образ возлюбленной приобретают специфические для этой культуры атрибуты духовности». Поэтому, пишет Андреев, «понятны и объяснимы многочисленные попытки прочтения „Новой жизни“ как „легенды о св. Беатриче“, как ее жития, даже как ее евангелия. Понятны, но все равно неверны, ибо… в „Новой жизни“ Беатриче нет, это рассказ не о ней: если Беатриче – святая, то „Новая жизнь“ – это житие одного из свидетелей ее святости; если Беатриче – Христос, то „Новая жизнь“ – это евангелие, рассказывающее об евангелисте» (Андреев М. Л. Указ. соч. С. 15–16).
351
О «Божественной Комедии» см., в частности: Баткин Л. М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965; Андреев М. Л. Время и вечность в «Божественной Комедии» // Дантовские чтения. М., 1979; Он же. Данте // История литературы Италии. Т. I: Средние века. М., 2000.
352
Thomas Aquinas. Summa Theologiae, 2a, 2ae, Q. CIX, Art. I: публичный разговор о себе допустим лишь в том случае, когда надобно опровергнуть злонамеренную клевету (пример – Иов) либо когда автор намерен увлечь слушателей к высшей истине.
353
Данте Алигъери. Малые произведения, с. 114–115. Ср. «Новая жизнь», XXVIII. (там же. С. 40.) См. об этом также: Зарецкий Ю. П. Смертный грех гордыни и ренессансная автобиография // Средние века. Вып. 55. М., 1992.
354
Человеческая индивидуальность в творчестве Данте занимает видное место в исследовании Эриха Ауэрбаха «Данте – поэт земного мира» (М., 2004; впервые опубликовано в 1929 г.). В своем странствии по потусторонним царствам Данте встречает тени людей, многие из которых обладают четко выраженным характером. Смерть уже вывела их из зоны времени, обитатели Ада и Чистилища принадлежат вечности, в которой подвергаются нескончаемым карам либо очистительным мукам. Однако тот нравственный облик, который сформировался при их жизни, ни в коей мере не утрачен ими. Будучи исключены из времени, несущего постоянные перемены, души грешников сохраняют неповторимые индивидуальные черты. Сохраняют они и память о событиях жизни, прежде всего о тех деяниях, которые привели их к печальному финалу.
Ничего подобного мы не найдем в средневековых видениях, в которых акцент делается не на особенном, но на общем: скорее на грехах и положенных за них наказаниях, нежели на личности грешника. Рассказывая о посещении его матери призраком покойного отца, Гвибер Ножанский не преминул отметить, что, когда мать обратилась к выходцу с того света, назвав его по имени, тот возразил: в царстве мертвых люди утрачивают собственное имя. И действительно, визионеры, описывая свое странствие по миру иному, довольно редко упоминают имена населяющих его душ. Умерший грешник как бы обезличивается, теряет свою идентичность.
Совершенно иная картина рисуется в «Божественной Комедии». Как только что было отмечено, страдающие от мук обитатели Ада и Чистилища сохраняют не только имя и земной зримый облик, но и главнейшие черты характера. Более того, многие из них по-прежнему исполнены интереса к жизни живых.
По Ауэрбаху, «мертвые души» уже осуждены и обречены на вечные муки, но вместе с тем, как кажется, Страшный суд все еще впереди. Эта двойственность – не ошибка исследователя, но скорее отражает неискоренимую противоречивость средневековых представлений о Божьем суде. Вспомним мысль об индивидуальной и коллективной эсхатологиях, высказанную нами выше. В результате мы сталкиваемся с явным и вопиющим противоречием: поэт, удивительным образом перенесенный в потусторонний мир, обитатели которого навечно осуждены и, следовательно, уже представали пред Страшным судом, по окончании этого странствия возвращается в мир живых, которым перспектива Страшного суда угрожает в неопределенном будущем. Такова неискоренимая глубокая раздвоенность эсхатологических верований той эпохи.
355
См.: Бахтин М. М. Цит. соч. С. 131.
356
Перевод Р. И. Хлодовского. Цит. по: Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974. С. 124–125.
357
Подробнее см. об этом: Боткин Л. М. Петрарка на острие собственного пера. Авторское самосознание в письмах поэта. М., 1995.
358
Мапп N. Petrarca. Oxford, 1987. P. 94.
359
Мапп N. Petrarca. Oxford, 1987. P. 91: «If this letter is a fiction, it is a fiction quite as significant as any experience which may lie behind it».
360
См., напр.: Kris E. Psychoanalytic Explorations in Art. New York, 1952. P. 118–127.
361
Личность Опицина и его творчество сделались предметом исследования, собственно, лишь в XX веке. Первым, кто обратил внимание на рукописи и рисунки Опицина, хранящиеся в Ватиканской библиотеке, был Ф. Заксль. Однако их углубленное исследование было впервые предпринято сотрудником Варбургского института Р. Саломоном в 30-е, 50-е и 60-е годы XX века (См.: Salomon R. Das Weltbild eines avignonesischen Klerikers. Leipzig, 1930; idem. A Newly Discovered Manuscript of Opicinus de Canistris // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. London, 1953. Vol. 16. P. 45–57; idem. Aftermath to Opicinus de Canistris // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. London. 1962. Vol. 25. P. 137–146). Несмотря на то что им были изучены не все произведения Опицина, труды Саломона остаются наиболее существенным вкладом в разработку проблем творчества этого клирика. Последующие исследования не столько расширяют наши представления о личности и творчестве Опицина, сколько являются попытками свести его своеобразие к симптомам глубокой душевной болезни (Kris E. Op. cit. P. 118–127; Mac Gregor J. The Discovery of the Art of Insane. Princeton, 1992). Напротив, Г. Ладнер рассматривает Опицина в контексте более широкой проблемы средневекового мировосприятия (Ladner G. B. «Homo Viator». Medieval Ideas of Alienation and Order // Speculum. 1967. Vol. XLII. № 2. P. 233–259). Он сосредоточивает внимание на углублении личности, которое, в частности, выражалось в отчуждении индивида от господствующего социального порядка. Наиболее исчерпывающий анализ наследия Опицина, равно как и его жизненной карьеры, содержится в недавно опубликованной монографии Г. Ру и М. Лаари: Roux G. Laharie M. Art et folie au Moyen age. Aventures et énigmes d'Opicinus de Canistris (1296 – vers 1351). Paris, 1997). Возможностью ознакомиться с содержанием последней монографии я обязан К. Клапиш-Зубер.
362
Ms. Pal. lat. 1993 и Vat. lat. 6435.
363
Авторы новейшей монографии об Опицине предполагают, что это были какие-то манипуляции с целью получения церковного бенефиция. См.: Roux G, Laharie M. Op. cit. P. 50.
364
«О притчах Христа», «Семь слов Марии» – видимо, компиляторские работы, по предположениям М. Лаари и Г. Ру.
365
Salomon R. Opicinus de Canistris, Weltbild und Bekenntnisse eines avignon-esischen Klerikers des 14. Jahrhunderts // Studies of the Warburg Institute. Vol. I A. London, 1936. S. 214.
366
Salomon R. Newly Discovered Manuscript of Opicinus de Canistris, p. 45.
367
Heimann A. Die Zeichnungen des Opicinus de Canistris // Salomon R. Das Weltbild… Anhang I. S. 295–321.
368
Pal. lat. 1993. T. 20.
369
См.: Burdach K. Vom Mittelalter zur Reformation. Berlin, 1913–1928. Bd. II, 1. S.97.
370
Pal. Lat. 1993. T. 39.
371
Salomon R. Opicinus de Canistris… S. 68.
372
Salomon R. Opicinus de Canistris… S. 41.
373
Salomon R. Opicinus de Canistris… S. 49, 275.
374
См.: Liebeschutz H. Das allegorische Weltbild der heiligen Hildegard von Bingen. Leipzig, Berlin, 1930. Tafel III, Tafel V.
375
Widmer B. Heilsordnung und Zeitgeschehen in der Mystik Hildegards von Bingen. Basel, Stuttgart, 1955. S. 4–5.
376
Cassirer E. Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance. Leipzig, 1927.
377
Ladner G. B. «Homo Viator»… P. 233–259.
378
Salomon R. A Newly Discovered Manuscript… P. 49.
379
Salomon R. A Newly Discovered Manuscript… P. 51.
380
Delumeau J. La Peur en Occident (XIV–XVIII s.): Une cite assiegée. P., 1978; idem. Le peche et la peur: La culpibilisation en Occident (XII–XVIII s.). P., 1983.
381
Ladner G. B. «Homo Viator»… P. 233–259.
382
Salomon R. A Newly Discovered Manuscript… P. 57. Pl. 15.
383
Ladner G. B. «Homo Viator»… P. 233–259.
384
Dumont L. Homo Hierarchicus: The Caste System and Its Implications. Un. of Chicago Pr., Chicago, L., 1980; ejusd. Essays on Individualism: Modern Ideology in Anthropological Perspective. Un. of Chicago Pr., Chicago, L., 1986.
385
Мне кажется уместным сослаться на мнение О. Г. Эксле, недавно высказанное им в связи с анализом проблемы памяти и прямо подчеркивающее ее связь с изучением личности и индивидуальности в Средние века: «Индивидуум выражает себя… не только в контексте fama, но и memoria. Это означает, что memoria и индивидуальность пребывают в неразрывном взаимообусловленном соотношении друг с другом. Сказанное касается не только средневековой культуры, но применительно к Средним векам это нужно особо подчеркнуть, потому что такому утверждению противостоит уже давно доминирующее толкование, согласно которому Средневековье не знало индивидуальности, ни в плане „ментальном“, ни в плане „реальном“… Медиевисты и историки Нового времени все вновь и вновь повторяют тезис о якобы имевшей место статичности средневекового сознания (знавшего лишь „типическое“ и не знавшего индивидуальности, а следовательно, и „развития“)… В противоположность этому необходимо подчеркнуть, что культура memoria есть культура индивидуальности – даже тогда, когда memoria касается групп и поддерживается группами. Memoria всегда связана с индивидами» (Oexle О. G. Memoria als Kultur. Göttingen, 1995. S. 49–50).
386
Radin P. The World of Primitive Man. N. Y., 1953. P. 37–67.
387
См.: Одиссей – 1995. М., 1995.
388
Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.
389
Gronbech W. Vor Folkestt i Oldtiden. Kopenhagen. Bd. 1, 2. 1909, 1912.
390
Grönbech W. Kultur und Religion der Germanen. Darmstadt, 1961. Bd. 2. S. 218–219. Перевод К. А. Левинсона. Hamingja – двойник человека, его обычно незримый спутник, воплощение его судьбы и удачи. Грёнбек выдвигает на первый план тот аспект этого феномена, который связывал индивидуальную судьбу с судьбой семьи и рода. Однако, как явствует из саг индивиды обладали каждый собственной Hamingja, так что в пределах одного круга сородичей могли быть люди, отмеченные индивидуальной «удачей» или «неудачей».
391
Grönbech W. Kultur und Religion der Germanen. Darmstadt, 1961. Bd. 1. S. 41.
392
См., напр.: Gehl W. Ruhm und Ehre bei den Nordgermanen. Studien zum Lebensgefühl der isländischen Saga. Berlin, 1937; Bowra C. M. Heroic Poetry. London, 1952.
393
Sorensen P. M. Fortælling og ære. Studier i islændingesagaerne. Aarhus, 1993.
394
Баткин Л. М. «Не мечтайте о себе». О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина. М., 1993.
395
См.: Библер B. C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М., 1991.
396
Баткин Л. М. Там же. С. 59.
397
Усков Н. Ф. Убить монаха… // Казус 1999. М., 1999.
398
Усков Н. Ф. Убить монаха… // Казус 1999. М., 1999.
399
P. L. Т. 195. Col. 789–796.
400
См.: Constable G. Aelred of Rievaulx and the Nun of Watton: An Episode in the Early History of the Gilbertine Order // Constable G. Monks, Hermits and Crusaders in Medieval Europe. London, 1988.
401
О папе Пие II (в миру Энеа Сильвио Пикколомини) см., в частности, работы Ю. П. Зарецкого. Автобиографизм этого гуманиста на папской кафедре выдержан во вполне средневековых традициях. Для него «быть» – значит прежде всего «казаться», напоминать великих людей древности, более того, возрождать и повторять в себе их характеры и поступки. Энеа Сильвио постоянно сопоставляет себя с мифологическим Энеем, равно как и с Юлием Цезарем и с Артаксерксом. См.: Зарецкий Ю. П. Папа-гуманист Пий II о самом себе (К проблеме ренессансного самосознания) // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997; его же. Ренессансная автобиография и самосознание личности: Энеа Сильвио Пикколомини (Пий II). Нижний Новгород, 2000. Любопытно, что Ю. П. Зарецкий, неоднократно подчеркивая различия между трудом Пия II и позднейшими автобиографиями, не склонен проводить столь же определенной грани между исповедью папы и средневековыми автобиографическими попытками.
402
Баткин Л. М. Этюд о Джованни Морелли // Вопросы истории. 1962. № 12.
403
Кпарр Е. Bureaucratic Identity and the Construction of the Self in Hoccleve's Formulary and La male regie // Speculum. 1999. Vol. 74. № 2. P. 357–376.
404
Henry James. The Figure in the Carpet and Other Stories. London, 1988. P. 189–231.
405
Библер В. С. Замыслы / Отв. ред. И. Е. Берлянд. Составление, подготовка текста И. Е. Берлянд при участии А. В. Ахутина. В 2-х т. М., 2002.
406
Библер В. С. Замыслы. С. 605. Ср.: с. 738.
407
Библер В. С. Замыслы. С. 41.
408
Библер В. С. Замыслы. С. 851–852.