Государственно-церковные отношения в 1917 – начале 1940-х гг. в национальных регионах СССР (примечания)

Шрифт
Интервал

стр.

1

Следует отметить, что центральные темы первых стихотворений З. Ф. Дорофеева были связаны с богоискательскими идеями. Резкий переворот в сознании и творчестве поэта произошел после поражения революции 1905-1907 гг. и начала Первой мировой войны, свидетельством чего стало написанное в 1916 г. стихотворение «В эти мрачные мутно-туманные дни…», в котором поэт заявил, что «молитвы мои – не хваленье богам, // А любовь к своей милой России, // В них проклятье я шлю и царям и попам // Над волнами кровавой стихии» (см.: Дорофеев З. Ф. Собр. соч.: в 2 т. Т. 1. Стихи и песни 1908-1920 гг. Саранск, 1964. С. 193).

2

По воспоминаниям известного российского социолога И. В. Бестужева-Лады, уроженца этого села, комиссар и командир продотряда остановились на ночлег в доме служителя культа и не нашли вечером лучшего развлечения, как начать музицировать на имевшемся в доме рояле, а по селу «кто-то пустил слух, что попа раздели догола и заставляют плясать под музыку» (Бестужев-Лада И. В. Свожу счеты с жизнью: записки футуролога о прошедшем и происходящем. М., 2004. С. 114).

3

Уже в 1913 г. основным населением здесь числились русские, однако основано оно было в начале XVIII в. «ясашными из мордвы» крестьянами (см.: Ульяновская -Симбирская энциклопедия: в 2 т. Т. 2. Н-Я. Ульяновск, 2004. С. 478). Конечно, следует учитывать и активную миграцию русского населения, но возможно перед нами – один из примеров ассимиляционного процесса и обрусения мордвы.

4

Шкраб (сокр. от «школьный работник») – название школьного учителя в первые годы советской власти. В Словаре современного русского литературного языка (М.; Л., 1965, т. 17) приведено следующее свидетельство А. В. Луначарского: «Телеграмма кончалась так: “Шкрабы голодают”. – Кто? Кто? – спросил Ленин. – “Шкрабы, – отвечал я ему, – это новое обозначение для школьных работников”. С величайшим неудовольствием он ответил мне: “А я думал, это какие-нибудь крабы в каком-нибудь аквариуме. Что за безобразие назвать таким отвратительным словом учителя!”». Несмотря на такую оценку «вождя мирового пролетариата», слово «шкраб» активно использовалось в 1920-е годы, доказательством чего являются архивные документы указанного периода.

5

Кугу Сорта (Великая свеча) – секта, появившаяся в 1870-1880-е гг. среди черемис Ернурской волости Яранского уезда Вятской губернии и впоследствии получившаяся распространение и в других марийских уездах; представляла собой «вегетарианское» направление традиционной марийской религии, когда приносится не кровавое жертвоприношение, а «сожигается» хлеб и «возжигается» свеча (отсюда – название). В источниках встречаются разные варианты написания названия секты: Кугусорта, Кугу-Сорта, Кугу Сорта.

6

Анализ вопроса о происхождении текста «Завещания» («Письма к съезду») и степени оригинальности опубликованных вариантов см.: Сахаров В. А. «Политическое завещание» Ленина: реальность истории и мифы политики. М., 2003.

7

Газета издавалась с февраля 1932 г. по март 1933 г., объявленная периодичность (3 раза в месяц) не выдерживалась, всего вышло 23 номера.

8

Уже в первых документах советских органов управления, например, в приказе Центрального Чувашского отдела при Народном комиссариате по делам национальностей от 24 октября 1918 г. говорилось о «черносотенном духовенстве» (см.: ГИА ЧР. Ф. Р-499. Оп. 1 Д. 8. Л. 4). Впоследствии ярлык «черносотенства» прочно прикрепился к православному духовенству, что нашло многочисленные отражения в архивных документах и литературе. Например, П. В. Денисов утверждал, что «церковные иерархи поволжских епархий в тесном единении с полицейско-жандармскими властями с первых месяцев революции принялись за создание черной сотни и организацию монархической пропаганды» (см.: Денисов П. В. Религия и атеизм чувашского народа. Чебоксары, 1972. С. 51).

9

В ряде публикаций его называют Гермогеном (см.: Александров Г. Борьба за чувашскую епархию // Советская Чувашия. 1998. 2 июля).

10

В архивном документе данный монастырь указан как располагавшийся на территории Беднодемьяновского уезда (см.: ЦГА РМ. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 497. Л. 2).


стр.

Похожие книги