«...в день Рош га-шана и в День Киппур» — т.е. в праздник Нового года (иначе Рош-Гашана) и в Йом га-Киппур, Судный день, или День Искупления.
«...последователи великого учителя и чудотворца Баал Шем Това» — хасиды.
Основоположником хасидизма был Израиль по прозвищу Бешт (1700 — 1760). Бешт — сокращение утвердившегося за ним при жизни прозвища Баал Шем Тов (др.-евр.) — «господин доброго имени», добрый чудотворец.
Яков Франк (1726 — 1791) — основатель мессианской секты франкистов.
«...рабби Коцкий... а настоящее имя его было Менахем-Мендл» — одно из характерных для этой повести смещений.
Менахем-Мендл Моргенштерн из Коцка (1787 — 1859), известный вероучитель. Его имя в традиции хасидов окружено ореолом таинственности. Как и многие другие персонажи повести Б.Хазанова, рабби Коцкий как бы существует в ней в двух эпохах одновременно, но его отношение к обычаям хасидов отнюдь не ортодоксально.
«...в Мидраше есть притча...» — Muдpaш — комментарий к Торе.
«... место из Книги Шемот 33, где сказано, что, когда Господь прошел мимо Моше...» — Книга «Исход», 33; Моше — пророк Моисей.
«...протоиерею Петру Кифе». — Петр (греч. — камень) и Кифа (камень по-арамейски) — разноязычные имена апостола Симона, которому Иисус заповедал: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою» (Мф. 1. 18).
Священник Петр Кифа, подобно рабби Коцкому, в повести тоже как бы пребывает в двух временах — в дни захвата гитлеровцами Польши и во времена евангельские.
Шофар (др.-евр.) — рог, звуки которого издревле возвещают начало молитвы в синагоге в Судный день.
«Арба стала увязать в песке» и далее «...так мы оказались перед домом сотника». — Персонажи неожиданно переносятся из Коломыи 1939 года в Палестину — в Кесарию I в., к дому евангельского благочестивого сотника Корнилия, призвавшего апостола Петра, дабы он благовествовал ему и его семье (Деян. 10).
«Элохим, Элохим...» (др.-евр.) — Боже, Боже...
«...хасиды... плясали и пели «Кол-Нидре»». Кол-Нидре — еврейская молитва, исполняемая только при торжественном богослужении в Судный день. Запев эту молитву, хасиды как бы возвестили час Божьего Суда.