50 религиозных идей, которые никогда не понравятся Богу (примечания)

Шрифт
Интервал

стр.

1

Цит. по изданию Бубер М. Избранные произведения (Иерусалим: Библиотека-Алия, 1989).

2

Послание старца Филофея к великому князю Василию // Памятники литературы Древней Руси: Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984. С. 441.

3

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Второе Послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

4

Примечательно, что это мнение о высокой миссии русского народа в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» излагал персонаж, придерживающийся очень далеких от традиционно церковных взглядов — Шатов.

5

Протопр. Николай Афанасьев. Церковь Духа Святого.

6

Свт. Иоанн Златоуст. Слово о цирке.

7

Более того: во времена, когда над переводами богослужебных текстов на славянский (церковно-славянский — несколько искусственный вариант славянского языка, приспособленный под богословскую и богослужебную тематику) трудились свв. равноап. Кирилл и Мефодий, в Римской (будущей Католической) Церкви имела хождение т. н. «трехъязычная ересь» — учение, гласящее, что служить можно лишь на трех языках: на древнееврейском, греческом и латыни.

8

Коммунистическая власть в Китае имеет ярко выраженный атеистический характер — как было и в СССР.

9

Формально разрыва между католицизмом и православием еще не было, но по факту определенные обрядовые и вероучительные различия уже наблюдались.

10

«Повесть временных лет».

11

Конец XVII в. Неизвестный летописец выдал свой текст за пересказ повествования первого епископа Новгородского Иоакима.

12

Иоакимовская летопись. «Лучше нам умереть, чем дать наших богов на поругание».

13

Там же. «Потому и ругают люди новгородцев: Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».

14

Алексеев С.В. Литературные и археологические источники о крещении Новгорода.

15

«Укрепление надеющихся на Тебя, укрепи, Господи, Церковь, которую приобрел Своей драгоценной Кровью».

16

Еп. Александр Семенов-Тян-Шанский. Православный Катехизис. Издательство Московской Патриархии, 1990.

17

Апостол Павел повторяет эту мысль несколько раз. В 27 стихе 12 главы 1 послания к Коринфянам он говорит еще более кратко: «И вы — тело Христово, а порознь — члены».

18

Есть распространенная ошибка, будто Соборование совершается над умирающим для прощения забытых грехов. Это неправильно. Напротив, над обреченным на смерть (например, над приговоренным к казни в Российской империи) это таинство не совершается.

19

Преподобный Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм.

20

Корпус текстов, приписываемый ученику апостола Павла Дионисию Ареопагиту.

21

Троицкий В.А. Очерки из истории догмата о Церкви.

22

Катехизация — воцерковление, научение новоначального основам веры. Как правило, катехизацию проходят перед крещением, но часто бывает так, что крестят человека, с верой совершенно незнакомого, и его приходится заново вводить в Церковь, когда он уже начинает посещать храм сознательно.

23

Протопр. Александр Шмеман. Дневники. М., 2005.

24

Исихазм — православная мистическая практика. «Сердцем» исихазма является учение о непрестанной молитве.

25

Вышла в Париже в 1944 г.

26

Видение физическим зрением нетварного Фаворского света, сияния Славы Божией — признак достижения высшего совершенства в исихазме.

27

«Последние вопросы» — в философии экзистенциализма наиболее сложные вопросы человеческого бытия: абсолютные ценности, смерть, посмертное бытие.

28

Жития святых.

29

Орехов Д. Русские святые XX столетия. СПб., 2007.

30

Феофан Затворник, святитель. Православие и наука. М., 2005.

31

Этих святых называют «отцами-каппадокийцами» (они были родом из города Кесария Каппадокийская) и считают одними из наиболее авторитетных учителей Церкви. Именно они осуществили «перевод» христианского учения на язык античной философии. Этот перевод получил наименование «каппадокийский синтез». Многие богословы последующих эпох, вплоть до XX века (например, протоиерей Георгий Флоровский), утверждали, что после деятельности отцов-каппадокийцев христианство вообще немыслимо без терминологии древнегреческой философии.

32

Движение по реформированию Католической Церкви, из которого возникла новая христианская конфессия — протестантизм. Началом Реформации считается написание и обнародование Мартином Лютером «96 тезисов» против Католической Церкви (31 октября 1517 г.).

33

См.: Архим. Софроний Сахаров. Старец Силуан.

34

Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.

35

Догмат — аналог аксиомы в вероучении.

36

Свт. Григорий Палама писал свой основополагающий трактат «Триады в защиту священнобезмолвствующих» в качестве ответа на богословские недоумения своего современника Варлаама, подвергавшего сомнению укорененность данной мистической практики в христианском вероучении.

37

Хоружий С.С, Предисловие // Исихазм. Аннотированная биография. Под общей и научной редакцией С.С. Хоружего. Издательский совет Русской Православной Церкви. — М., 2004.

38

О. Сергий Мечев. Проповеди // Надежда. Душеполезное чтение. Базель; Москва 1993.

39

Соколов Владимир, диакон. Младостарчество — соблазн нашего времени // Искушения наших дней. В защиту церковного единства. М.: Даниловский благовестник, 2003.

40

Прилог — первая ступень греха, вхождение его в разум. Вторая ступень — похотение, вхождение греха в сердце. Третья — искушение, когда грех поражает волю. Последняя ступень — собственно совершение греха, поглощение им.

41

Рыба по-гречески — ιχθύς («ихтиус»), что совпадает с аббревиатурой словосочетания «Иисус Христос — Божий Сын Спаситель».

42

В одном из церковных песнопений в честь Пресвятой Богородицы — величании Ее иконам — говорится: «чтим образ Твой святый, им же точиши исцеления всем с верою притекающим». Т. е. не сама по себе икона подает благодать, а от нее подается благодать от Того, к Кому обращена молитва.

43

Важно отметить, что обожение охватывает собой не только душу, но и тело человека.

44

В первой главе библейской книги Бытия каждый акт творения Господь заканчивает одобрением нового создания. В конечном итоге Он оценивает все созданное как «весьма хорошее»: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).

45

В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре паломники часто берут горсточку земли с местной святыни — Канавки Пресвятой Богородицы. Это насыпанный по благословению прп. Серафима Саровского невысокий земляной вал, по которому сестры обители, паломники и прихожане идут с молитвой к Божией Матери. Именно здесь можно иногда встретить жующих земельку благочестивых мирян, как будто сошедших со страниц романа Достоевского.

46

В исключительных случаях (пустыня, риск немедленной смерти крещаемого) допустимо использовать горсть песка.

47

У католиков в Средние века была традиция самобичевания, но это считается крайностью.

48

О, как я подобен Ламеху, первому убийце! Душу, как мужа, ум, как юноша, тело, как брата моего, подобно Каину-убийце, убив стремлениями к страстям (Великий Покаянный канон прп. Андрея Критского, песнь 2, в четверг первой седмицы Великого поста).

49

Экзегеза — толкование священных текстов.

50

Из разных ересей людей принимали в Церковь по-разному: иногда через миропомазание, иногда через покаяние (чаще всего публичное). Перекрещивали тех еретиков, чье вероучение считалось не просто несовместимым, но противоречащим самим основам христианства.

51

В католичестве более мягкие посты.

52

Древний документ канонического права — церковной юриспруденции.

53

Преподобный — святой монах.

54

Святитель — святой епископ. С VII века епископы стали избираться только из монашествующих.

55

Святой праведный — святой мирянин.

56

Еп. Иларион Алфеев. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие.

57

Свт. Иоанн Златоуст. Книга о девстве.

58

Протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак в православии.

59

Блж. Августин. О граде Божьем.

60

Мефодий, епископ Патарский. Полное собрание творений. Изд. 2-е. СПб., 1905.

61

Анафема — отлучение от Церкви.

62

Толкование Вальсамона на 5 Апостольское правило.

63

Апостасия (от греческого αποστασία — отступничество, измена, отпадение) — вероотступничество, измена христианской вере и отпадение от нее. Также апостасией называют общее ухудшение состояния мира вследствие отпадения людей от истинной веры.

64

Начало 3-го Слова преподобного Симеона, Нового Богослова. Издание Оптиной Пустыни 1852 года.

65

В редких случаях это может быть и проявлением святости (см. житие Алексия, человека Божьего, св. прав. Иоанна Кронштадтского и т. д.). Однако если человек сообщает о своем желании так подвижничать, скорее всего, это тоже прелесть.

66

Когда по телевидению обсуждалась проблема уже упомянутых «пензенских затворников», популярный проповедник диакон Андрей Кураев особенно подчеркнул, что эти тридцать человек — не какие-то еретики или сектанты, а обычные православные люди.

67

Павел Парфентьев.

68

Thomas F. Madden. The Real History of the Crusades в Crisis. April 2002.

69

Ibidem.

70

См.: Дж. Райли-Смит (ред.). История крестовых походов, Москва, 1998.

71

О нем рассказано отдельно в следующей главе.

72

Павел Парфентьев.

73

Об этом пишут подробно западный хронист Гильом Тирский и греческий автор-современник Евстафий Солунский.

74

Historia de expeditione Friderici imperatoris // MGH SS rer. Germ. N. S. T. 5. P. 48–49, данные подтверждаются и другими источниками.

75

Бармин А.В. Крестоносцы в Константинополе в Византия: общество и церковь. Сборник научных статей. Армавир, 2005, с. 178–200.

76

Innocentius III. Regestorum… Lib. VIII, ер. 306 в PL. Т. 215. Col. 700*-701В.

77

Карпов С.П. Латинская Романия. Санкт-Петербург, 2000, с. 31.

78

Madden, Thomas F. The Real History of the Crusades в Crisis, April 2002.

79

Дмитрий Лялин.

80

Шаскольский И.П. Папская курия — главный организатор крестоносной агрессии 1240–1242 гг. против Руси. Москва 1951, т. 37.

81

См. Назарова Е. Крестовый поход на Русь 1240 г. (организация и планы) в Восточная Европа в исторической ретроспективе, Москва 1999; Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII век). СПб., 2004; Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.). Москва 2001; Феннел Дж. Кризис средневековой Руси., Москва 1989.

82

См. Крестоносцы и Русь. Конец XII—1270 г. Москва 2002.

83

Лаврентьевская летопись. Стб. 523.

84

Бегунов Ю.К., Клейненберг И.Э., Шаскольский И.П. Письменные источники о Ледовом побоище в Ледовое побоище 1242. Москва-Ленинград, 1966, стр. 203>-215.

85

Очерки истории СССР. Период феодализма. IX–XV вв. Москва, 1953, ч. 1, с. 848.

86

Павел Парфентьев.

87

Дмитрий Лялин.

88

Катехизис Католической церкви. Москва, 2001, с. 355.

89

См. Говорун С. Индульгенции в истории Греческой церкви. История и культура. Москва, 2001, с. 45–48.

90

Ibidem.

91

Павел Парфентьев.

92

Цит. по: Thomas F. Madden. The Truth about the Spanish Inquisition, в Crisis (October 2003). Пер. О. Мартынова.

93

Станислав Козлов.

94

В связи с этим стоит упомянуть П.Я. Чаадаева и его «Философические письма». Автор, не будучи католиком, так остро поставил некоторые вопросы, что дискуссия на католическую тему благодаря ему продолжалась в России даже после смерти автора «Писем». Фактически он был самым ярким религиозным западником, оставшимся тем не менее православным. Его предшественник (хотя сходство между ними скорее формальное — и, до известной степени, они объединены некоторым сходством судеб — но не более), князь И.А. Хворостинин, в XVII столетии не был так последователен и колебался между своей любовью к латинскому христианству и полемической защитой отечественных обычаев.

95

Matelski D. Grabież kościelnych dóbr kultury na pograniczu polsko-litewsko-białoruskim (od najazdu moskiewskiego 1654 r. do zakończenia II wojny światowej) в Kościoły i państwo na pograniczu polsko-litewsko-białoruskim. Źródła i stan badań. Białystok, 2005, c. 95.

96

Любимов Д.Н. Из воспоминаний в Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников. В 2 тт. Т. 2. Москва, 1990, с. 412.

97

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Роман в 4 частях с эпилогом. Ч. I, II. Кишинев, 1972, с. 47, 303, 307–308.

98

См.: Врата милосердия. Книга о докторе Гаазе. Москва, 2002, с. 17–123, 297, 337–353, 387, 391.

99

См. Иванов В. Собрание сочинений. Т. I. Брюссель, 1971, с. 174, 197, 221, 227.

100

Текст построен на противопоставлении поиска Бога и какого-то «защитного» неверия самого автора, сквозящего в первых строфах.

101

Муратов П. Русская живопись до середины XVII века. (Под ред. И. Грабаря), VI, Москва, 1914, с. 258; Alpatov М. Bine abendlandische Komposition in altrussischer Umbildung в Byzantinische Zeitschrift, XXX, 1929/1930, c. 623; Изд. Общества любителей древней письменности, 93, СПб., 1892; Изд. Общества любителей древней письменности, 28, СПб., 1888; Георгиевский Г., Владимиров М. Древнерусская миниатюра, Москва 1933; Creutz. Kunst-geschichte der edlen Metalle, Stuttgart 1909, bd. 208, 212; Труды XV Археологического съезда в Новгороде, I, табл. X, 3.

102

Московский Кремль после пожара 1812 г. восстанавливал тоже итальянец — архитектор И.О. Бове. Он также реконструировал Красную площадь (Пуччо Д. Итальянцы в России. Два тысячелетия дружбы. Санкт-Петербург, 2007, с. 113).

103

Герцен А.И. Москва и Петербург в Москва — Петербург: pro et contra. Диалог культур. Истории национальною самосознания. Антология. Санкт-Петербург, 2000, с. 181.

104

Даже бытовая культура некоторых регионов страны изменится (юг Псковской области, западная часть Смоленской). В этих районах до настоящего времени чувствуется след польского церковного влияния (до 1772 года эта территория принадлежала Речи Посполитой). Так, часовенку над святым источником там до сих пор называют польско-белорусским словом «капличка». До середины — конца XIX века в Шумячах и Микулино (Смоленская область) и Старосокольниках (Псковская область) имело место очень примечательное явление — совместное почитание крестьянами-католиками Смоленской иконы Божией Матери, а православными — св. Антония Падуанского. См.: РГИА (Российский государственный исторический архив), ф. 1293, оп. 76, д. 230, л. 3–4; Козлов-Струтинский С. Г. К истории римско-католических приходов в западных районах современной Смоленской области (конец XVII — первая треть XX вв.); Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию возобновления деятельности Смоленского римско-католического прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Смоленск, 23 сентября 2006 года. Сост. Н. Н. Илькевич, о. Птолемеуш (Яцек Кучмик), Смоленск, 2007, с. 113, 140, 157; Максимчук А. Г. Порубежье. Очерки по истории Шумячского края. Смоленск, 1995, с. 108.

105

Дмитрий Лялин.

106

Васечко В. Сравнительное богословие. Москва, 2006.

107

Максим Исповедник. Письмо к Марину Кипрскому. В P.G. 91,136 А-В.

108

Stylianopoulos Th. The Filioque: Dogma, Theologoumenon or Error? В The Greek Orthodox Theological, Volume 31, No. 3–4, USA 1986, p. 288.

109

Клеман О. Рим. Взгляд со стороны. Москва, 2006, с. 94.

110

Цит. по кн.: Свящ. кн. А. Волконский. Католичество и священное Предание Востока. Париж, 1933, с. 427.

111

Цит. по кн.: Свящ. кн. А. Волконский. Католичество и священное Предание Востока. Париж, 1933, с. 426.

112

В данном случае следует отметить, что Учительство Католической церкви вполне определенно утверждает, что предочищение Девы Марии произошло ввиду заслуг Иисуса Христа. Об этом говорит Пий IX в Ineffabilis (DS 2803); и об этом же было сказано уже в послании Александра VI Sollicitudo Omnium Necessarium от 8 декабря 1661 года (DS 2015).

113

Митрополит Кирилл (Гундяев). Слово пастыря. Бог и человек. История спасения. Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004 г.

114

Цит. по книге: Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви III–XX вв. Санкт-Петербург, 2002, с. 263.

115

См. Ранер К. Основание веры. Москва, 2006, с. 530.

116

Ibidem, с. 531.

117

См. Granderath und Kirch, Geschichte des vatikanischen Konzils von seiner ersten Ankungigung bis zu seiner Vertagung (3 vols. Freiburg 1903, 1906), т. 3, сноска на с. 189.

118

Тышкевич Cт. Церковь Богочеловека. Рим, 1958, с. 543–562.

119

Евгений Розенблюм.

120

Конкордат — договор между Церковью и государством, определяющий условия их взаимоотношений.

121

Энциклика — папский документ, обращенный ко всем верующим и раскрывающий официальную позицию Церкви по какому-либо актуальному вопросу.

122

Pius XI. Non abbiamo bisogno 26, 62–63.

123

Pius XI. Quadragesimo anno 79–80, 87, 91–95. Перевод дан по русскому изданию: Париж, 1931.

124

Нунций — посол Святого Престола.

125

«Пивной путч» — попытка государственного переворота, совершенная нацистами в 1923 году. Назван так потому, что восстание началось в одной из пивных Мюнхена.

126

«Хрустальная ночь» — ночь с 9 на 10 ноября 1938 г., когда по всей Германии прошла организованная волна еврейских погромов.

127

Полный текст проповеди по-немецки см.: Portmann Н. Kardinal von Galen. Munster, 1957, с. 239–246.

128

Pius XII. Summi Pontificatus, 47–49, 106.

129

Dalin D.G. The Myth of Hitler’s Pope. Washington, 2005. стр. 87–91.

130

Холокост — букв, «всесожжение» (греч.) — уничтожение европейского еврейства нацистами.

131

Lapide Р. The last three Popes and the Jews. London, 1967.

132

O’Brien А.Н. Archbishop Stepinac: The man and His Case. Westminster (MD) 1947, c. 10.

133

Patee R. The Cause of Cardinal Stepinac. 1953, c. 355.

134

The South Slav Journal. 5:1:38–47.

135

Alexander S. The Triple Myth: A Life of Archbishop Alojzije Stepinac. New York, 1987, c. 85

136

Falconi C. The Silence of Pius XII. London 1970, c. 296–297.

137

Дмитрий Лялин.

138

Harftack. Dogmengeschihte, 1, 3 р. 444; русский перевод взят согласно книге: А. Волконский. Католичество и Священное предание Востока. Париж, 1933, с. 137.

139

S. Epiphanii. Panarion, I. 1, Haeres. 33, cap. XV; Corpus haeresiol, ed Oehler, t. II, p. 265.

140

Евсевий. История Церкви. IV, 23.

141

Васильев А.А. Византия и арабы. Санкт-Петербург, 1900, с. 31.

142

Оливье Клеман. Рим. Взгляд со стороны. Москва, 2006, с. 73–74.

143

См. Собор Эфесский, Вселенский третий. Послание Келестина к клиру и народу константинопольскому в Деяния Вселенских Соборов.

144

Оливье Клеман. Рим. Взгляд со стороны. Москва, 2006, с. 59.

145

Поясним значение основных терминов, которые используются при описании религий и различных течений внутри самих религий. Христианство является одной из мировых религий (помимо нее существуют и другие религии: ислам, буддизм, иудаизм и др.). В свою очередь, оно разделено на три основные конфессии: католичество, православие и протестантство (свои конфессии существуют и в других религиях). Те, в свою очередь, делятся на различные направления в рамках самой конфессии — деноминации. Баптизм, в таком случае, является одной из деноминаций протестантства.


стр.

Похожие книги